20 апреля на большой сцене Новосибирского театра «Красный факел» пройдет премьера исторического трагифарса.
«Шут Балакирев» — первая масштабная премьера театра в 2019 году, работа над ней началась почти полгода назад, но к активным ежедневным репетициям труппа приступила в феврале. Режиссером спектакля стал Тимур Насиров. Это его вторая работа в «Красном факеле» после детской музыкальной сказки «Чиполлино».
«Шут Балакирев» — последняя пьеса известного писателя и драматурга Григория Горина. Ее сюжетные коллизии основаны на событиях петровской эпохи, среди действующих лиц — реальные деятели русской истории: Петр I, императрица Екатерина Алексеевна, князь Меньшиков, граф Ягужинский. Однако драматург с легкостью и абсолютной свободой оживляет знаменитых персонажей, принадлежащих уже, скорее, культуре,нежели истории, дает возможность увидеть их не как набор стереотипов, а попытаться понять вечный драматизм человеческого существования.
«Горин пишет такие пьесы, что приукрашать их не имеет смысла, — говорит Тимур Насиров. — Поэтому спектакль будет полностью следовать тексту, который, сам является главным действующим лицом и не нуждается в трансформациях».
В премьере занята большая часть труппы «Красного факела»: Владимир Лемешонок, Константин Телегин, Сергей Богомолов, Ирина Кривонос, Павел Поляков, Андрей Черных, Виктория Левченко и др.
Автором сценографии стал художник Александр Мохов. Центральной частью декорации он сделал огромный камень, который отсылает к постаменту Медного всадника, памятника Петру I.
Александр Мохов рассказал журналу ТЕАТР. о замысле: «Гром, камень и… русская табуретка. У нас есть идея символически использовать модуль в виде табурета. В контексте больших конструкций он перестаёт считываться как табурет, а воспринимается объектом в целом, и это больше похоже на строительные леса, лестницы. Глобальное строительство. Он может быть жесткой и колючей тюремной решёткой, „платоновской деревянной сковородкой“, космической ракетой или небоскрёбом. Масштаб, размах, идея должны быть космически великими и по-платоновски сюрреалистичными… Принцип национальной идеи — колосс на глиняных ногах. В Западной Европе оценка Российской империи как „колосса на глиняных ногах“ была популярна в XVIII–XIX веках и часто встречалась в отзывах туристов. Хождение по кругу, предначертанность, строительство-тюрьма — те ассоциации, которые до сих пор выстраиваются для нас в единый ряд. Что бы не начинали, получается каждый раз одно и тоже — тюрьма».
Постановочная группа:
Режиссер-постановщик — Тимур Насиров
Художник-постановщик — Александр Мохов
Художник по костюмам — Мария Лукка
Художник по свету — Игорь Фомин
Композитор, музыкальное оформление — Максим Мисютин