Студенты Школы-студии МХАТ реконструировали костюмы Надежды Ламановой

На фото - костюмы, созданные Надеждой Ламановой в 1920-е годы © соцсети РГБИ

Завтра, 21 декабря, в Российской государственной библиотеке искусств (РГБИ) в Москве откроется выставка «Надежда Ламанова: ’’Сделать одежду целесообразной и красивой’’». Работы легендарного российского модельера реконструировали студенты Кафедры сценического костюма Школы-студии МХАТ.

Надежда Ламанова, которую называли «русской Коко Шанель», была знаковой фигурой в истории костюма, в том числе театрального, и до революции, и после. До 1917 года Ламанова стала одной из тех, кто сформировал образ русского модерна: в частности, она создавала наряды для императорского двора — и по договорам сотрудничала с Художественным театром как консультант и художник по костюмам (например, создала все туалеты для Ольги Книппер — Раневской в первой постановке «Вишнёвого сада»). После революции Ламанова начала конструировать модную одежду, «которая в силу своей простоты, функциональности, лёгкости в исполнении была доступна каждому», говорится в описании выставки РГБИ. Эти костюмы носили, например, Вера Мухина, Лиля Брик и Эльза Триоле.

Выставка в РГБИ посвящена работам Ламановой 1920-х годов и приурочена к 160-летию со дня рождения модельера. Напомним, совсем недавно закрылась другая юбилейная выставка работ Ламановой — «Гений в юбке и её эпоха», — которая проходила на ВДНХ в павильоне «Рабочий и колхозница».

«Библиотечная» часть экспозиции будет представлена редкими журналами и изданиями 1920-х, где публиковались фотографии костюмов Ламановой, её статьи и доклады. Их дополняют книги, посвящённые времени и тем художницам, которые одновременно с Ламановой создавали новый советский костюм. В числе любопытных «книжных» экспонатов — предоставленный Государственной публичной исторической библиотекой России альбом «Искусство в быту» (приложение к журналу «Красная нива», 1925), в котором размещены таблицы с рисунками Веры Мухиной по моделям Надежды Ламановой.

Однако на выставке будут не только книги. В частности, неожиданная на первый взгляд часть экспозиции — предметы одежды из принадлежащей РГБИ коллекции русских народных костюмов конца XIX века. Их появление на выставке в описании объясняется так: «Надежда Петровна черпала вдохновение в русском народном костюме. Её модели, следуя общему направлению костюма тех лет, имели национальный колорит, самобытность. В своих платьях она использовала предметы народной одежды и быта — рубахи, панёвы, полотенца, предлагала украшать одежду исконно русским кружевом, фрагментами вышивки, тесьмой. Её модели и статьи о том, каким должен быть костюм и как его создать, публиковались в журналах „Ателье“, „Красная нива“, „Женский журнал“. Формула Ламановой: „для чего? для кого? из чего? как?“ являлась принципом построения изделия „со строгим подчинением тем пластическим законам пропорций и отношений, которым подчиняется всякое искусство“».

Особое место в экспозиции займут реконструированные костюмы: «Специально для выставки работы известного кутюрье воспроизвели студенты Кафедры сценического костюма Школы-студии МХАТ, — говорится в описании. — По многолетней традиции будущие театральные художники и художники-технологи на занятиях, проходящих в РГБИ, осваивают историю костюма, изучают особенности материалов и технологий. Реконструкции моделей Надежды Ламановой виртуозно воспроизводят крой, вышивку, детали отделки костюмов».

Выставка в Голубом зале РГБИ будет открыта до 21 января 2022 года. Вход свободный.

Комментарии
Предыдущая статья
Личное-публичное 20.12.2021
Следующая статья
АТК назвала человека года и спектакль года-2021 20.12.2021
материалы по теме
Новости
ГМИИ покажет конструктивистский театр и дизайн Степановой, Экстер, Поповой
С 23 июля по 20 октября в Галерее искусств стран Европы и Америки XIX—XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит выставка «Подруги. К юбилею Варвары Степановой».
Новости
В Театральном музее Петербурга рассказывают о дуэтном танце
С 8 июня по 8 октября в Санкт-Петербургском Музее театрального и музыкального искусства проходит выставка «Балет. Притяжение». Она показывает развитие дуэтного танца в балете с XVII века до современности.