Завтра, 28 июня, в рамках цикла musicAeterna retrospective будет представлена видеозапись “Королевы индейцев” – знакового спектакля Пермского театра оперы и балета в период художественного руководства Курентзиса.
“Королева индейцев” – последняя и незавершённая семи-опера Генри Пёрселла. Селларс и Курентзис создали уникальное не только сценическое, но и музыкальное произведение, поскольку партитуру незаконченной оперы они дополнили фрагментами других произведений Пёрселла (церковными гимнами и светскими песнями), а либретто сочинили заново, дополнив вокальные номера декламацией отрывков из романа современной никарагуанской писательницы Розарио Агиляр “Затерянные хроники terra firma”.
“Королева индейцев” стала хитом сезона 2013-2014 и отмечена целым рядом наград – в частности, по версии Российской театральной премии “Casta Diva” постановка была названа “Событием года” (2013) и получила практически все “оперные” награды Российской национальной театральной премии “Золотая Маска”: “Лучший спектакль”, “Лучшая работа режиссёра”, “Лучшая работа дирижёра”, “Лучшая женская роль” (Надежда Кучер). Кроме того, спектакль получил ещё одну “Золотую Маску” – тогда ещё существовавший специальный “Приз критики”: театрально-критическое сообщество сочло “Королеву индейцев” не только лучшей оперной постановкой, но лучшим спектаклем сезона в принципе, о чём нередко говорилось и вне фестиваля (в частности, отнесла спектакль к главным событиям года, наряду с важнейшими европейскими премьерами, главный редактор журнала ТЕАТР. Марина Давыдова).
“Мы приняли решение, что очень многие из шедевров Пёрселла, которые не были представлены на сцене, именно в этой опере могли бы найти свое место, – рассказывает Теодор Курентзис. – То есть опера стала таким центром силы для песен Пёрселла. Пока они были изолированы от слушателя и находились в каталогах академических исследований, энергия не проникала в них. А в этой опере они стали центром драмы. Опера получилась около четырёх часов. Четыре часа сильнейших переживаний. Мне кажется, это лучший спектакль, который я создал в своей жизни. Потому что это спектакль, который не существовал до нашей встречи с Питером”.
“«Королева индейцев» Генри Пёрселла – это нечто невероятное, – говорит Питер Селларс. – Это уникальный шедевр, который Пёрселл создал незадолго до своей смерти. Он работал над «Королевой индейцев», но это было совершенно беспорядочное произведение: неоконченное, с исторически несообразным текстом Джона Драйдена о войне инков и ацтеков. Не сохранилось даже сведений о первом представлении. Это странный, сломанный, болезненный шедевр. Мы использовали огромное количество музыки, которую Пёрселл написал для театра и для церкви, и связали ее с деталями сюжета, а также со словами из романа Розарио Агиляр. В результате получилась феминистская версия завоевания Мексики. Шокирующая, удивительная, интимная, личная”.
Спектакль – копродукция Пермского театра оперы и балета, Teatro Real (Мадрид) и Английской национальной оперы (Лондон). Запись, которая будет представлена на диджитал-платформе musicAeterna.org, сделана в 2013 году в Teatro Real. Отметим, что сама видеоверсия, выпущенная лейблом Sony Classical, также была отмечена престижной премией ECHO Klassik. В главных ролях – Джулия Баллок (Донья Луиса) и Надежда Кучер (Донья Исабель).
Доступ к видео откроется завтра, 28 июня, в 16:00 по московскому времени по ссылке. Предварять показ будет видеоролик с рассказом создателей о работе над спектаклем. Посмотреть видео можно будет в течение 24 часов.