Иван Комаров выпускает первую премьеру как главреж театра «Комедiя»

Промоизображение спектакля "Комета Г" © соцсети театра "Комедiя"

27 и 28 ноября в нижегородском театре «Комедiя» сыграют премьеру спектакля «Комета Г». Роуд-муви о попытке вернуться в атмосферу позднесоветского рока станет первой постановкой нового главного режиссёра театра Ивана Комарова, а пьесу специально для театра написала Светлана Петрийчук.

Напомним, Иван Комаров возглавил нижегородский театр «Комедiя» этим летом. Рассказывая о планах на сезон 2021-2022, новый главреж обещал «исследовать, что такое жанр комедии в наше время, научиться говорить на языке современной иронии и расширить инструментарий театра».

«Комета Г» — вымышленная история о встрече трёх друзей. В официальной аннотации спектакля герои названы «новыми бременскими музыкантами нашего времени» — спустя 35 лет после того, как они «спонтанно рванули» на рок-фестиваль «Подольск-87», но так и не выступили, эти «новые бременские» решают снова поехать из Кирова в Подольск и сыграть на сцене всё ещё существующего Зелёного театра. История создания пьесы о вымышленной группе «Комета Галлея» сама по себе нетривиальна. В соцсетях театра приводятся слова Светланы Петрийчук: «Идея принадлежит моему студенту Ивану Лёшину. Я преподаю драматургию у актёров в Школе-студии МХАТ. В рамках учебного задания один из студентов придумал историю о том, как четыре пенсионера вспоминают о своей поездке в Подольск, решают поехать на рок-фестиваль, но сразу же от этой своей идеи отказываются. Эскиз пьесы очень нам с Иваном Комаровым понравился. Мы втроём договорились, что я напишу эту историю для театра „Комедiя“. Но у меня идея многократно трансформировалась, и история оказалась, в общем-то, о другом. В кино у меня есть постоянный соавтор — Илья Мотовилов, мы уже лет семь работаем в тандеме. Я решила впервые привлечь его к работе над пьесой, поскольку там герои-мужчины, и мне важно было, чтобы мужчина-соавтор помог мне избежать каких-то возможных гендерных стереотипов и так далее. Ну и тема русского рока максимально близка и мне, и ему — он омич, рос на Летове, у него много друзей-музыкантов. В пьесе нет абсолютно никакого документального материала, кроме Подольского фестиваля, про который я знаю давно, смотрела все концертные записи, читала все воспоминания… Всё остальное — художественный вымысел».

Однако в целом «почти историческая хроника о том, как могло бы быть, но не было», как характеризуется постановка в соцсетях театра, вбирает в себя широкий спектр тем. В частности, создатели разбираются в том, насколько адекватно спустя годы мы представляем собственную молодость, и анализируют картину мира человека времён перестройки. Подробнее об этом рассказывает видеохудожник Дмитрий Соболев: «Нам всегда кажется, что в детстве и в подростковом возрасте всё было так беззаботно, светло и классно, мир был открыт перед нами и никаких проблем. Хотя, если задуматься, тогда всё было намного больнее, острее и тяжелее». Отсюда возникает видеорешение «Кометы Г», продолжает Соболев: «У нас не совсем документалистика, и не хроника, и не места действий. Это всё как полароидные снимки идеального представления об ушедшем мире. Где-то оно гипертрофировано, где-то преувеличено, такая фантасмагория прошлого, которое моментами начинает преображаться. Почему все любят американские фильмы, даже те, кто никогда не был в Америке? Потому что мы знаем Америку экранной, из голливудских фильмов, а это всегда жанровые художественные произведения. Точно такое же восприятие в каждом человеке относительно его прошлого. И на видео хочется отразить этот мир светлого прошлого, полного идей о свободе и рок-н-ролле».

Важную роль в спектакле играет музыка, над которой работает саунд-дизайнер и композитор Ян Кузьмичёв. В аннотации театра говорится: «„Комета Г“ — не мюзикл „по следам русского рока“, а драматическая история воспоминаний о молодости и о смыслах, которые создавались во время перестройки. Музыкальное оформление спектакля — скорее работа с искажением окружающей аудио-среды и со „звуками памяти“, откуда-то оттуда, из протестного прошлого». Также над премьерой работает художник по свету Максим Бирюков.

Напомним, Иван Комаров — ученик Виктора Рыжакова, автор спектаклей московского Центра им. Вс. Мейерхольда («Абьюз» по пьесе Натальи Зайцевой, «Грязнуля» по пьесе Константина Стешика и брехтовский «Баал», поставленный с актёрской командой «Июльансамбля»), «Современника» («Девочка Надя, чего тебе надо?» по сценарию Шпаликова и «Иллюзии» по пьесе Ивана Вырыпаева) и «Практики» («У нас всё хорошо» по пьесе Дороты Масловской также с артистами «Июльансамбля»), Кировского драмтеатра («Клятвенные девы» по пьесе Олега Михайлова), казанской творческой лаборатории «Угол» («Говорит Москва» по пьесе Юлии Поспеловой), омского «Пятого театра» («Горка» по пьесе Алексея Житковского), Бестужевского театра (Улан-Удэ, «Онегин» по мотивам романа Пушкина), Никитинского театра (Воронеж, «Тайные виды на гору Фудзи» по роману Пелевина). В Нижнем Новгороде поставил два спектакля по пьесам Константина Стешика в Центре театрального мастерства — «Кодекс курильщика» и «Летели качели».

Комментарии
Предыдущая статья
В Бурятском театре драмы репетируют «фэнтези» о бабушке 25.11.2021
Следующая статья
Издана книга Анны Гордеевой о музыкальном театре 25.11.2021
материалы по теме
Новости
В Кабаре ШУМ выпускают «иммерсивный сериал» по диалогам Платона
25 декабря в петербургском Кабаре ШУМ пройдёт премьера спектакля Александра Худякова «Диалоги. Справедливость». Предполагается, что постановка станет первым эпизодом «театрального сериала» на основе текстов Платона.
Новости
Дарья Борисова создаёт в Самаре «фантазийный Лондон» Диккенса
21 декабря на Большой сцене Самарского театра юного зрителя «СамАрт» пройдёт премьера мюзикла Андрея Рубцова и Алексея Франдетти «Рождественская песнь» (6+) в постановке Дарьи Борисовой. В основе спектакля — повесть Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе».