1 и 2 марта в пространстве московской «Арт-платформы» в Новом Манеже пройдёт премьера спектакля Алины Кушим «Кит плывёт на север» (10+) по одноимённой книге Анастасии Строкиной. Это новая работа независимого «Театрального проекта 27».
Петербургский «Театральный проект 27» (ТП27), создающий спектакли для подростков, не впервые выпускает премьеру в Москве. Впрочем, новый спектакль будут играть «на два города»: уже через месяц, 2 и 3 апреля, пройдут первые показы в Северной столице.
Книга писательницы и переводчицы Анастасии Строкиной, вышедшая 10 лет назад в издательстве «КомпасГид», имеет уже весьма обширную сценическую историю — как в профессиональных, так и в любительских театрах. Во многом это объясняется удачным для постановки «набором элементов»: сказочная, даже фэнтезийная история, основанная на реальном фольклоре алеутов; соединение экзотического и фантастического с реальным, этнографически и географически достоверным; структура повествования, в котором основной сюжет дополняется вставными новеллами, напоминая принцип национальных эпосов — своеобразных «циклов легенд»; история взросления, поиска пути и формирования личности, обретения своего места в мире и призвания в широком смысле, наделённая чертами притчи. Наконец, интересен и сам главный герой — загадочный зверёк мамору, существо «с длинным хвостом, большими ушами и зелёной шёрсткой». Это он путешествует на спине кита, который становится его наставником и волшебным помощником. Мамору должен найти единственный во всём мире предназначенный ему остров и стать его хранителем. Если он ошибётся и выйдет не на тот берег, то превратится в камень.
«Историю путешествия дополняют легенды, похожие на народные сказания, — их мамору видит во сне, — напоминает театр в пресс-релизе сюжет книги. — Тут тебе и небесный творец Агугум, повелевший островам найти себе место и перестать передвигаться по океану, и ленивый, как кажется сначала, тюлень Акиба, постигший особую мудрость, и голубой полярный лис Акчинук, влюбившийся в Лазоревую Луну. Этих персонажей и связанные с ними притчи Анастасия Строкина придумала на основе собственных исследований алеутов — исчезающего народа, населяющего Алеутские острова в Тихом океане».
Режиссёр Алина Кушим — ученица Иосифа Райхельгауза, впервые выпускающая постановку в ТП27, — выбирает для премьеры жанр «философской сказки» и формат «сторителлинга с элементами роуд-муви». За повествовательную часть «северной истории» отвечает специально придуманный новый герой-рассказчик, которому помогает голосовой помощник.
Автор инсценировки Антон Ткаченко, постоянный соавтор Кушим, говорит: «Мы стремились к тому, чтобы сказка звучала как история, рассказанная человеком, который прожил то, о чём он говорит. Так мы придумали путешественника Кешу, уже взрослого человека, который побывал на острове Беринга. Именно от него мы узнаём о мамору и Ките. Из его рассказа не сразу понятно, кем он был в этой истории: может, её рассказал Кеше кто-то из местных жителей, может, он был её свидетелем, а может, этот парень сам и был тем Китом… С другой стороны, Кеша очень похож на мамору: где-то чувствуется, что он одинок, где-то он беззаботный, но очевидно, что это ищущий человек, жаждущий открытий и человеческого счастья, как и главный герой сказки. Придуманный нами персонаж будет проводником и рассказчиком в спектакле. Так у нас получилась история о дружбе, о любви, о том вечном, что есть в человеке и человеческих отношениях, о том, что не меняется и не теряется даже с годами».
Авторы премьеры стремятся создать интересный подросткам и взрослым «спектакль о поиске себя и об одиночестве как источнике силы, о любви и прощании навсегда, о терпимости и о том, что такое предательство, — говорится в релизе. — Путешествие мамору — это инициация, возможность понять, что детство заканчивается и начинается новый этап, в котором мамору нужно нести ответственность за свой остров».
«Впервые прочитав книгу Анастасии Строкиной, я осознала, что это моя история — я не просто понимаю, о чём рассказывает читателю автор, я это чувствую и разделяю, — говорит Алина Кушим. — Тема предназначения пронизывает всю мою творческую биографию. На мой взгляд, это острейший вопрос для очень большого количества людей, но особенно важно говорить об этом с подростками, ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент будущего. Наш спектакль — это способ начать движение к себе, к своим мечтам, к осознанию своего “острова”, своего места в этом мире».
Вместе с режиссёром над премьерой работают ученица Дмитрия Крымова, художница Анна Иткина, художник по свету Евгений Вершинин, художник мультимедиа Дмитрий Мартынов, саунд-дизайнер Алексей Титов и композитор Дмитрий Бачинский. Все актёры, занятые в постановке, — Арсений Вейс, Владислав Дунаев, Игорь Сетдеков, Вия Гека и Елизавета Бошоер, — сотрудничают с ТП27 впервые.
Алина Кушим — актриса и режиссёр. В 2014 году окончила Московскую театральную школу имени Олега Табакова по специальности «Актриса театра и кино, педагог», в 2020-м — ГИТИС (мастерская Иосифа Райхельгауза) по специальности «Режиссёр театра», в 2022-м — ВГИК по специальности «Продюсер кино и телевидения». С 2014 по 2021 год была артисткой МХТ имени Чехова. Среди режиссёрских работ Алины Кушим — постановки в «Школе современной пьесы», ярославском Волковском театре, Воронежском ТЮЗе, Пензенском областном драматическом театре имени Луначарского, новосибирском «Первом театре», Театре-фестивале «Балтийский дом».