8 и 9 сентября в петербургском «Невидимом театре» пройдёт премьера спектакля Семёна Серзина «Катапульта» по одноимённой пьесе Дмитрия Богославского.
«Катапульта» была написана белорусским драматургом Дмитрием Богославским в 2020 году на проекте «Дисциплина» — так называемой «фабрике нарративного театра», организованной новосибирским «Старым домом». Нарративная составляющая текста — история неприкаянного сорокалетнего Вадика, который в стремлении помочь сыну-подростку и обустроить собственную нескладную жизнь попадает в кровавую переделку. Вынесенная в заглавие катапульта — метафора неостановимой и страшной жизни, как её понимает Вадик.
В «Невидимом театре» жанр будущей премьеры определили как «трагедия смешного человека». Грустная история Вадика в анонсе описана так: «За последние 40 лет население планеты увеличилось вдвое. Главному герою новой пьесы Богославского, Вадику, — 40 лет. Он неудачник, такой „Коля-перекати поле“ — как будто бы природа решила отдохнуть на нём и очистить землю от ненужного хлама. Вадик болтается по жизни, как в невесомости: не пригодный для жизни, без цели и средств к существованию. Жена бросила, работы нет, бесконечные неудачи ведут Вадика в пропасть. Спасёт ли его семья и появившийся внезапно ангел-хранитель? Бог знает…».
На фото — Михаил Касапов и Николай Куглянт на репетиции спектакля «Катапульта» © соцсети «Невидимого театра»
Режиссёр спектакля Семён Серзин неоднократно ставил тексты современных белорусских драматургов на различных площадках. В частности, предыдущая его премьера в «Невидимом театре» — «Друг мой» — основана на пьесе Константина Стешика. Что касается Дмитрия Богославского, то для «Невидимого» это особенно важный автор: с его пьесы «Любовь людей» в постановке Серзина в 2017-м началась история команды. Работа над «Катапультой» продолжалась необычно долго для «Невидимого» — она началась полтора года назад, а сроки выпуска премьеры дважды переносились.
Подробнее о том, как сказались эти полтора года на спектакле, и о героях пьесы нашей редакции рассказал Семён Серзин: «Текст зацепил тем, что он хороший (а как ещё), и тем, что герой — ненужный человек. Мне стало интересно вывести такого человека на первый план — хотя делать этого, судя по определению, не нужно. Но всё же это очень созвучно идее „Невидимого театра“. И для меня в некоторой степени это продолжение начатого „Любовью людей“ диалога с автором, который каким-то чудом проносит в привычную структуру и характеры экзистенциальные темы неуклюжих, но таких родных и близких героев. Я сейчас думаю, что реальность и контекст не меняют сути. Меняется оптика, угол зрения, да что угодно, — но в масштабах чуть более значимых, чем наша жизнь, суть (если она есть) не перестаёт волновать и провоцирует задаваться вопросами. А вот ответ на вопрос „зачем“ всё сложнее находить, потому что бессмысленности бездна всё шире, — затем, в том числе, чтобы не дать ей сожрать тебя целиком. И, конечно, велосипед я в этой работе не изобретаю и не изобрету — ковыряю вместе с артистами свои и чужие болячки и ранки, только и всего. Хотя спектакль лиричный какой-то получается — в этом смысле похожий чем-то на квартирник по Володину <„Стыдно быть несчастливым“ (2011), одна из первых постановок Серзина, ныне входящая в репертуар „Невидимого театра“. — прим. редакции>. А ещё в этом спектакле будет задействована четвёртая стена „Невидимого театра“, через которую обычно зрители попадают в театр, — так что дальше только потолок останется».
Главную роль в премьере сыграет Николай Куглянт — актёр «Мастерской» Григория Козлова и постоянный участник спектаклей «Невидимого». Его партнёрами станут Михаил Касапов (Илья), Юлия Башорина и Алёна Митюшкина (Валя), Николай Иванов и Алексей Фролов (Рельс). Роль «ангела-хранителя», девушки Марины, станет актёрским дебютом в «Невидимом» сразу для двух исполнительниц: экс-артистки московского Театра имени Пушкина Таисии Вилковой и петербургской актрисы Александры Никитиной (участницы спектаклей Бориса Павловича и Дмитрия Крестьянкина). За музыку, которая будет звучать в живом исполнении, отвечает Дмитрий Малинкин — гитарист выборгской группы «Последние танки в Париже». Кроме того, как художник по костюмам над премьерой работает Екатерина Пинженина.