14 и 15 сентября в Московском еврейском театре «Шалом» пройдёт премьера спектакля Полины Кардымон «Песнь любви. Песнь скорби» по «Книге Екклесиаста» и «Песни песней».
О том, что в «Шаломе» появится спектакль режиссёра и художницы Полины Кардымон, одной из самых интересных представительниц нового театрального поколения, было сказано ещё в конце 2021 года, во время первой встречи с труппой нового худрука Олега Липовецкого. А в конце 2023 года театр сообщил, что премьера намечена на сентябрь. Тогда же стало известно, что Кардымон вместе с постоянным соавтором, драматургом Егором Зайцевым, работает над двумя текстами Ветхого Завета — сложным для театра и принципиальным для «Шалома» материалом.
Название «Песнь любви. Песнь скорби» прямо соответствует форме и литературной основе постановки: «спектакль в двух актах и двух песнях» — театральная версия «Песни песней» и «Книги Екклесиаста» (в еврейской традиции эти тексты входят в Танах и называются Шир ха-ширим и Кохелет соответственно). Долгое время считалось, что автор «Песни песней» царь Соломон также написал и «Книгу Екклесиаста». И хотя сегодня это мнение опровергается, для создателей спектакля в «Шаломе» была важна возможность общего авторства двух текстов: о великой скорби, «суете сует» — и великой любви. По мнению авторов премьеры, именно эти два чувства и их «перекличка» «составляют жизнь человека». А вместе со зрителями они стремятся ответить на собственные вопросы: «Как мудрец мог противоречить самому себе? Как человек может испытывать противоположные чувства? Как сочинить песнь, в которой скорбь и любовь сольются в одной неразрывной мелодии?».
Перенося эти «не театральные» тексты на сцену, Кардымон обратилась к привычной для себя экспериментально-перформативной эстетике. При этом ключевым для авторов спектакля было соединение архаического — не только древнего, но ритуального по сути — с современным и даже сегодняшним. Отметим, что сама логика такого синтеза также характерна для Кардымон, создательницы перформанса «Коромысли» на основе традиционных русских песен (одна из частей «Коромыслей» в 2023 году получила «Золотую Маску» в номинации «Эксперимент»). Соответствует этому замыслу и сценография художницы Анастасии Юдиной, которая, как сказано в описании премьеры, «помещает действия в минималистичную декорацию, совмещающую архаику и супрематизм».
Полина Кардымон рассказывает: «Мне было важно понять, какой может быть постановка по ветхозаветным текстам, какой вид театра для этого нам нужен. Мы с артистами очень долго настраивались, чтобы говорить друг с другом на одном языке. И дошли до перформативной основы театра. В центре такого театра не только артист, но и все элементы композиции. Из света, звука, декораций получается инсталляция, за которой ты наблюдаешь и из которой высекаешь огромное количество образов».
Как и для большинства инсталляций (а Полина Кардымон создавала ранее и такие мультижанровые работы), для премьеры будет важен не только визуальный ряд — и, в данном случае, произносимое слово, — но и «среда» в целом. Поэтому принципиальной частью действия становится саунд-дизайн Владимира Бочарова, в который «входит всё: скрип пола, хруст кости, дыхание, стук сердца».
Роли в программке определены как «первый человек», «второй человек» и так далее — до «седьмого» включительно. Играть их будет единственный состав актёров: Григорий Каганович, Евгения Романова, Евгений Овчинников, Карина Пестова, Антон Ксенев, Алина Исхакова и Николай Тарасюк.
На фото — моменты репетиций спектакля «Песнь любви. Песнь скорби» © Катерина Кукушкина