Сегодня и завтра, 12 и 13 декабря, на Новой сцене МХТ имени Чехова играют премьеру спектакля Андрея Калинина «Старший сын» по одноимённой пьесе Александра Вампилова.
Всё более востребованный в последние сезоны драматург, Вампилов занимает особое место в истории МХТ. Именно в Художественном театре впервые поставили его «Утиную охоту» — режиссёром и исполнителем центральной роли был Олег Ефремов, на тот момент занимавший пост главрежа. В той же роли, но уже в спектакле Александра Марина, дебютировал на сцене МХТ и его нынешний худрук Константин Хабенский.
Однако петербургский актёр и режиссёр Андрей Калинин, создатель «золотомасочной» постановки «Товарищ Кисляков», для своей первой работы в Художественном театре выбрал другую пьесу Вампилова — «Старшего сына», который более органичен в камерном пространстве Новой сцены МХТ. Любопытно, что одну из главных ролей, Сарафанова, исполнит Александр Семчев, который более двадцати лет назад участвовал и в «Утиной охоте» Марина. Остальных героев, в соответствии с текстом пьесы, будут играть молодые актёры — в том числе студент Школы-студии МХАТ Максим Осинцев и её недавняя выпускница, принятая в труппу в начале сезона ученица Виктора Рыжакова Анна Затеева. Окончил мастерскую Рыжакова, кстати, и исполнитель второй главной роли — Бусыгина — Кирилл Власов. Единственный «возрастной» артист, занятый в этом «Старшем сыне», — Владимир Тимофеев, который будет играть Соседа. Также участниками спектакля станут Илья Козырев, Алексей Варущенко, Даниил Феофанов, Антон Лобан и Юлия Витрук.
Анонсируя премьеру, театр отмечает жанровую обманчивость формы, выбранной драматургом («Старший сын» напоминает и комедию положений, и мелодраму, но ни тем, ни другим не является). В описании постановки говорится: «В кратком пересказе сюжет “Старшего сына” может напомнить индийское кино: молодой человек вторгается в жизнь совершенно чужих людей, в шутку объявляя себя их сыном и братом, и нежданно обретает семью и любовь. Но пейзаж рядовой городской окраины далёк от ярких красок Болливуда, а сентиментальность в пьесе Вампилова уравновешена горечью сомнений в возможности счастья — как у автора, так и у его героев». При этом жанр самой премьеры определён максимально просто и нейтрально – «спектакль в двух действиях».
Однако в интерпретации Андрея Калинина «Старший сын» не лишён надежды и даже некоторого оптимизма. О своём видении этой истории режиссёр рассказывает так: «В начале пьесы Бусыгин — человек холодный, озлобленный, не желающий чувствовать, избегающий душевных трат и метаний. Волею судьбы он оказывается в семье, где всё трещит по швам, всё не гладко, не складно. И эта встреча становится спасением для всех, в первую очередь — для него. “Старший сын” — тёплая человеческая история, в основе которой библейская истина: все люди – братья. Сочинение Сарафанова (“то ли кантата, то ли оратория”), которое он пишет всю жизнь, так и называется: “Все люди — братья”. И это основная тема нашего спектакля, ведь быть родными можно не только по крови, но и по мировоззрению, по духу».
Традиционно для себя Калинин работает над премьерой не только как режиссёр, но и как художник. Кроме него, в постановочной команде — композитор Андрей Бесогонов и хореограф Александр Лимин (с обоими Калинин уже сотрудничал ранее), а также художник по свету Тимур Саитов.