Юлия Каландаришвили выпускает премьеру о дружбе мальчика и лиса

Промо-фото спектакля «Лис PEACE». Фото из соцсетей

18 и 19 сентября на площадке петербургского Театра «ЦЕХЪ» пройдёт премьера спектакля Юлии Каландаришвили «Лис PEACE». Спектакль для подростков (10+) — вторая работа независимой команды «Театральный проект 27».

Напомним, «Театральный проект 27» (тогда называвшийся чуть иначе) дебютировал постановкой Ивана Пачина — спектакль «Сочинение про Джобса» впервые сыграли в ноябре 2020 года. Задачей конкретной работы — и выбранным вектором движения новой команды в целом — стала попытка создать силами молодых художников спектакли, обращённые к самой сложной (хотя, вероятно, и самой интересной) аудитории — к подросткам. Над «Сочинением про Джобса» работали, по сути, исключительно резиденты БТК (Большого театра кукол), они же стали движущей силой «Театрального проекта 27». Теперь к ним присоединились коллеги и единомышленники, часть из которых не имеет прямого отношения не только к БТК, но и к театру кукол вообще. При этом художественный язык нового спектакля оказался связан с предметами и куклами как таковыми даже больше, чем в случае «Сочинения про Джобса».

Спектакль «Лис PEACE» — театральное сочинение о дружбе мальчика и лиса, размышление о взрослении, потере и любви в самом широком смысле. К «Маленькому принцу» прямого отношения она не имеет, хотя ассоциативно, разумеется, связана и с ним. Участники «Театрального проекта 27» вообще видят свою задачу не в попытках сколь угодно оригинальной интерпретации в разной мере классических, известных произведений, а в поиске и создании новых текстов: чтобы говорить с подростками на равных (не «верху вниз», но и не «снизу вверх»), команда ищет современный, сегодняшний язык — не только в театральной форме, но и в материале. Как и в случае с «Сочинением про Джобса», драматург Клава Ильина создаёт текстовую «канву», которая в итоге становится своеобразной литературной фантазией, новым «сценарием».

Из «Манифеста 27», самоопределения новой команды: «Современному театру мало интересны тинейджеры (а им — театр), но мы их любим. Возможно, мы и сами в душе подростки. Поэтому мы делаем такие спектакли, которые интересны нам самим. Детям они тоже нравятся. <…> Мы стараемся быть честными с собой и с другими, поэтому не скрываем от детей наличие проблем в этом мире, не избегаем сложных тем. Но мы точно уверены, что в этом мире есть много прекрасного — и об этом не стоит забывать. Даже в самые непростые моменты можно быть собой и открывать невероятные вещи».

Режиссёр Юлия Каландаришвили, номинантка петербургской театральной премии для молодых «Прорыв», известна как автор популярных спектаклей о мальчике Цацики (на сегодняшний день в петербургском театре «Суббота» вышли две части этого «театрального сериала» и планируется продолжение), а также как специалист по театру для подростков — в частности, в рамках «Детского Weekend’а» «Золотой Маски» этой весной в Москве играли «Воина» по пьесе Марии Огневой, новосибирскую работу Каландаришвили. Примечательно, что Каландаришвили также нередко сотрудничает с театрами кукол.

Вместе с художницей Евгенией Платоновой, соавтором по «Воину», Каландаришвили придумала камерную историю «Лис PEACE» — негромкий и «тактильный», «предметный» моноспектакль актёра Ивана Писоцкого. Идея решить то ли сказку, то ли притчу о дружбе в такой моно-форме отчасти подсказал и один из центральных образов «Лис PEACE»: «их было двое, но не двое — они были одним». При этом, хотя на сцене присутствует один человек, ведущий прямой разговор со зрителями, творческая группа спектакля не так уж мала — над премьерой «Лис PEACE» работали композитор Глеб Колядин (соавтор «Context Project» Дианы Вишнёвой), художник по свету Иван Пашнин (среди работ которого — «Утопия» в московском Театре Наций и «Пермские боги» в пермском Театре-Театре) и мультимедиа-художник Егор Лавров (уже работавший и над «Сочинением про Джобса»). Кроме того, команда пригласила консультанта — искать общий язык с целевой аудиторией при работе над новым спектаклем «Театральному проекту 27» помогала детский психолог Тамара Славина.

О том, что особенно важно в этой работе ей самой, рассказывает режиссёр Юлия Каландаришвили: «В подростковый период очень важен вопрос: „Как правильно поступить?“ (как будто есть ответ). В психологии это называется формирование „концепции Я“, когда у человека появляется свой взгляд на понятия и явления. Именно этим мучится подросток, не имеющий личного мнения, личного опыта, дающего готовые ответы. Именно этим интересен процесс его познания мира.

Нашего героя зовут PEACE, что переводится как „Мир“. Мир — это не просто общее понятие, всё объединяющее воедино, это не просто отсутствие конфликта, и не только то, что внутри меня — это то, что создаётся мною. Здесь, сейчас и беспрерывно. Неслучайны переклички этой истории о мальчике и его лисе с историей о Маленьком принце, потому что вопрос об ответственности за ближнего — это вечный вопрос. Только через того, с кем ты связан, неделим („двое, но не двое“), можно почувствовать, что ты привносишь в этот мир и чего его лишаешь. Только через того, кто тебе дорог, кого ты чувствуешь, как себя. Важный вопрос, который мы ставим в спектакле: как найти истину о себе. Не о мире, не „в общем“, а о себе. Только тогда можно позволить себе строить тот мир, цену которому ты чувствуешь».

Комментарии
Предыдущая статья
«Особняк» откроет сезон спектаклем по пьесе Бродского 11.09.2020
Следующая статья
В Театре Ермоловой поставят Марчелли, Акриш, Чащин и Долин 11.09.2020
материалы по теме
Новости
«Урал Балет», Пимонов и Горлинский выпускают мировую премьеру в «ГЭС-2»
19, 20 и 21 апреля в московском Доме культуры «ГЭС-2» пройдут показы балета Антона Пимонова «Графит» на музыку Владимира Горлинского. Это мировая премьера, специально созданная для пространства «ГЭС-2» и осуществлённая как совместный проект с екатеринбургским театром «Урал Опера Балет».
Новости
Новая танцкомпания в Петербурге предлагает «поразмышлять о связи с землёй»
20 и 21 апреля в петербургской Студии Сдвиг новая танцевальная компания «Земные радости» покажет свой первый проект — спектакль Ани Кравченко «И мир бы стал лучшим местом».