22 февраля в Чёрном зале Центра им. Вс. Мейерхольда резиденты ЦИМа — «Июльансамбль», выпускники мастерской Виктора Рыжакова в Школе-студии МХАТ, — играют премьеру. Спектакль «Урод» по одноимённой пьесе Мариуса фон Майенбурга ставит один из молодых актёров-«рыжаковцев» Артём Дубра.
Напомним, в пьесе «Урод» ключевым конфликтом является противопоставление индивидуального несовершенства и насаждаемого универсального образа идеала — на примере гротескной истории о пластической операции (при этом, по ремарке автора, с лицами актёров не происходит за время действия никаких перемен в гриме и т.п.).
Режиссёр спектакля Артём Дубра поделился с журналом ТЕАТР. своими размышлениями о материале и о том, на что в нём откликается сознание молодого поколения: «Бесит попса… Как много сегодня одинакового нас окружает? Как много одинакового люди производят? Как много одинакового люди потребляют? Как много людей становятся одинаковыми? Как много молодёжи тонет в этом сознании одинакового? Одинаковый мозг сегодня — норма?.. Что должно произойти с человеком, чтобы он осознал свое присутствие в армии одинаковых? Что нужно потерять или даже приобрести для этого? Но сложнее вопрос: что нужно делать в себе, чтобы не быть там? Как сегодня сохранить Человека внутри себя?».
Художник — Ольга Никитина (среди её работ — «Несовременный концерт» того же «Июльансамбля», а также цимовский спектакль Виктора Рыжакова «Саша, вынеси мусор»). В спектакле заняты артисты «Июльансамбля» Варвара Феофанова, Алексей Каманин, Сергей Новосад и Никита Юськов.
Напомним, пьесы Мариуса фон Майенбурга, зачастую балансирующие на грани остроумной злободневности и обобщений о природе человека вообще, а в стилистике — на грани сюрреального и гиперреального, поставлены на сценах мира ведущими режиссёрами. В частности, спектакли по пьесам Майенбурга идут в московском Театре Наций и Гоголь-центре, а пьеса «Ученик» легла в основу одноимённого фильма Кирилла Серебренникова (а ранее — его же постановки «(М)ученик»).