21 мая на Большой сцене петербургского ТЮЗа имени Брянцева пройдёт премьера спектакля Ивана Пачина «Счастливый неудачник» (10+) по одноимённой повести Вадима Шефнера.
Вадим Шефнер — поэт, прозаик, фронтовой корреспондент. По справедливому замечанию режиссёра Ивана Пачина, сегодня это почти «забытый автор» — Шефнера мало знают, особенно как писателя, и крайне редко ставят. Поэтому знакомство с текстом становится одной из существенных задач премьеры. Однако, обращаясь к повести «Счастливый неудачник», события которой разворачиваются в Ленинграде в 1920-е годы, создатели спектакля сохраняют дистанцию по отношению ко времени, которое не знакомо ни зрителям, ни им самим. Поэтому частью постановки становится «кино», которое снимают на сцене в режиме реального времени. Существенно для команды спектакля и то, что мемуарная проза Шефнера (повесть написана в 1960-е годы) похожа на то, что сегодня называется «автофикшн»: герой «Счастливого неудачника», мальчик Витя, отчасти переживает реальные события из жизни автора, но грань между вымыслом и реальностью тонка и неочевидна.
Подробнее о том, чем интересна история «творческого пути» Вити Шумейкина сегодня и как происходит перенос её на сцену, нашей редакции рассказал Иван Пачин: «Книгу Шефнера мне подсказала Мария Орлова <бывший pr-директор издательского дома «Самокат»>, сказала, что это „замечательная литература“. Она действительно замечательная в своей простоте и изящности. При этом я вижу в ней переклички, например, с „Вафельным сердцем“ — удивительно, я всегда со скепсисом относился к этой „нашей“ литературе как к разговору сверху вниз. А здесь мы как раз видим ясную и классную позицию разговора наравне, да ещё и про мальчика-художника — мне кажется, ребёнок всегда сочинитель. И я не верил своему папе, когда он говорил, что бытие определяет сознание, — ребёнок вообще ничего не планирует на завтрашний день, он рад тому, что есть сейчас. Вот это ощущение простоты жизни, простоты выдумки, способность не „бронировать“ на сто лет вперёд мне дороги. И они связаны с таким человеком, как герой Шефнера Витя: то, что он пишет стихи, может быть, даже менее важно, чем то, какой мир он себе представляет. Вот это зыбкое и есть главное: мы должны продолжать придумывать, следовать своим идеалам, держаться того детства, которое живёт в каждом из нас.
У нас это история про Виктора и Витю — взрослого и молодого, которые, по всей вероятности, идут навстречу друг другу. Взрослый Виктор, которого играет замечательный артист Валерий Дьяченко, не то вспоминает, не то придумывает на ходу. Он то ли кинорежиссёр, то ли человек, которому просто очень нужно нам эту историю рассказать, чтобы донести мысль: важно быть неудачниками, но помнить про счастье, которое встречаешь. Самого Витю играет артистка Анна Слынько — намеренно архаичный ход. Ведь травести нужны, но важно при этом искать и новую форму „игры в детей“: она допустима, вопрос, как это делают, с какой степенью отстранённости. А мир шефнеровских героев в театральном смысле мне нравится и кажется очень харАктерным — таким вахтанговским, щукинским. При этом Витя Шумейкин ведь почти „бездейственный“ — он просто попадает в обстоятельства и существует в них настолько, насколько может. Такой открытый мальчик. И это всё наполнено юмором — хорошим, небытовым, тонким и интеллигентным. Мне кажется, в его мягком юморе есть даже что-то „петербургское“. И выбор этого материала в этом городе важен и неслучаен. Хотя получается, что мы „играем про Эйфелеву башню на Эйфелевой башне“, то есть мы в месте, где её не видно, но все понимают, что мы на ней.
На фото — Иван Пачин на репетиции спектакля «Счастливый неудачник» © пресс-служба ТЮЗа имени Брянцева
Поскольку это отчасти воспоминание, такой „Новый кинотеатр „Парадизо““ или „Амаркорд“, а сцена ТЮЗа огромна (и вообще особенная — полукругом, зрительный зал амфитеатром идёт наверх), нам с художником Олей Галицкой показалась важной дополнительная опция — как бы синематограф. Ведь интересно посмотреть на лица, на оценки. А кроме того, это история, которая была сто лет назад, и „сто лет назад“ даёт свою форму. Нужен ясный ход — мы не делаем вид, что нам „конечно же, известна“ та реальность. Поэтому у нас появилась камера. И мы стараемся относиться к сюжету как к новому, неизведанному, как к фантастическому реализму — ведь в этом смысле нет разницы, происходит действие в советской России 1920-х или в Барселоне 2018 года: мы не „знаем“ ни про то, ни про это. А проблемы становления тебя как личности или проблема „ты и общество“ — одни и те же, „времена не выбирают“. Контекст мира вокруг есть всегда — и если сейчас мы смотрим спектакли, а они вдруг обретают конкретность, то ведь вообще-то они и были о том же: про изменение времени, про то, что завтра, возможно, будет не таким, как вчера. А в театре для детей мы говорим ещё о взрослении, о том, что оно невозможно без сложностей. „Из зёрен печали вырастают колосья радости“, — сказано в повести. И в конце Витя говорит: я чувствую себя другим. От того, чтобы „чувствовать себя другим“, никто не застрахован. Но основная задача, как бы пафосно это ни звучало, — расти духовно: человечество всё уже проходило, и ты как его часть, на каком-то своём уровне — тоже. Вдохновение, идея, мысль — это ведь рождено не только самим человеком, а приходит к нему. И в конце мальчик становится поэтом — зёрна художественного видения мира прорастают, а он становится взрослее, чем был».
В команду спектакля, помимо режиссёра, вошли автор художественного оформления Ольга Галицкая, художник по свету и по костюмам Илья Пашнин, композитор Андрей Мирный, хореограф Елена Борисова, видеоинженер Дмитрий Мартынов. Автор инсценировки — Фёдор Парасюк.
В спектакле заняты Валерий Дьяченко, Анна Слынько, Сергей Шелгунов, Яна Бушина, Анастасия Казакова, Аделина Любская, Юлия Нижельская, Елизавета Прилепская, Василина Стрельникова, Мария Хрущёва, Максим Подзин, Иван Стрюк, Александр Чураев.