В Вахтанговском театре пройдёт выставка о легендарном «Гадибуке»

На фото - сцена из спектакля "Гадибук" © toh-kee-tay.livejournal.com

Сегодня, 14 февраля, в большом фойе Театра имени Вахтангова открывается выставка «„Гадибук“, Вахтангов и „Габима“: линия жизни». Российско-израильский проект приурочен к 100-летию со дня премьеры спектакля «Гадибук».

«Гадибук» — легенда театральной истории ХХ века и предпоследний спектакль, поставленный Евгением Вахтанговым. Театр-студия «Габима» был создан в Москве в 1917 году по инициативе Наума Цемаха. Уникальной особенностью этой «библейской студии» был язык — спектакли исполнялись на иврите. Вахтангова в качестве художественного руководителя «Габимы» Цемаху рекомендовал Станиславский. Иврита Вахтангов не знал, однако стал первым худруком студии «Габима» и, в числе прочего, поставил спектакль «Гадибук», вышедший далеко за пределы «экзотики», с одной стороны, и «местечковости» — с другой. Постановку, соединившую мистическое, бытовое и по-вахтанговски фантастическое, многие восприняли как воплощение исканий российского искусства начала ХХ века, современный мистериальный театр. «Гадибук» основан на пьесе Семёна Ан-ского, написанной после этнографической поездки по еврейским местечкам. Зрители не нуждались в переводе, воспринимая постановку как чистый театральный опыт — по словам Вахтангова, он сам «сыграл» всю пьесу, работая с полупрофессиональными студийцами, и создал целостный мир спектакля. Соавтором Вахтангова стал художник Натан Альтман.

«Габима» стала «театром-невозвращенцем» — в 1926 году студия уехала на большие гастроли за рубеж, большая часть труппы в СССР не вернулась. Позднее театр переехал в Израиль, причём спектакль «Гадибук», ставший визитной карточкой «Габимы», продолжали играть до 1960-х (в первоначальном виде и, по возможности, даже в первоначальном составе). В России «Гадибук» успели сыграть 300 раз, всего он был показан более 1000 раз. Примечательно, что этот спектакль стал единственной вахтанговской постановкой, «объездившей почти весь мир», как говорится в релизе выставки. «Среди поклонников „Гадибука“ не только великие европейские режиссёры Макс Рейнхардт и Гордон Крэг, но и Альберт Эйнштейн», — сказано там же.

Выставка «„Гадибук“, Вахтангов и „Габима“: линия жизни» — совместный проект Вахтанговского театра и Израильского центра документации сценических искусств Тель-Авивского университета, при участии Театрального архива имени Габая. О том, что увидят посетители выставки, в релизе говорится так: «В экспозиции представлена история спектакля „Гадибук“ с момента рождения и до последних дней сценической жизни, его восприятие европейскими художественными кругами и влияние на современный театр».

Отметим, что, хотя день открытия выставки «„Гадибук“, Вахтангов и „Габима“: линия жизни» не совпал со столетием премьеры (31 января), он значительно приблизился к другой важной дате — вчера, 13 февраля, исполнилось 139 лет со дня рождения Евгения Вахтангова.

Выставка продлится до 21 февраля, после чего её сменит новая экспозиция, посвящённая столетию «Принцессы Турандот». Выставку могут посетить все зрители, пришедшие в этот период на спектакли Основной сцены театра.

Комментарии
Предыдущая статья
Минкульт приостановил обсуждение проекта указа о «традиционных ценностях» 14.02.2022
Следующая статья
История «немхата»: как сыграть оперу на коми-пермяцком языке в ботаническом саду 14.02.2022
материалы по теме
Новости
ГМИИ покажет конструктивистский театр и дизайн Степановой, Экстер, Поповой
С 23 июля по 20 октября в Галерее искусств стран Европы и Америки XIX—XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит выставка «Подруги. К юбилею Варвары Степановой».
Новости
В Театральном музее Петербурга рассказывают о дуэтном танце
С 8 июня по 8 октября в Санкт-Петербургском Музее театрального и музыкального искусства проходит выставка «Балет. Притяжение». Она показывает развитие дуэтного танца в балете с XVII века до современности.