1-5 декабря на Новой сцене Большого театра России пройдёт премьера балета «Мастер и Маргарита» словенского хореографа Эдварда Клюга. Сюжет по задумке хореографа будет разворачиваться в бассейне, специально выстроенном для постановки на сцене ГАБТа.
Либретто к балету на музыку Альфреда Шнитке и современного композитора Милко Лазара написал сам Клюг.
Эдвард Клюг сотрудничает с Большим театром во второй раз: в 2018 году он ставил в ГАБТе балет «Петрушка» на музыку Стравинского.
Идея поставить на крупнейшей оперной и балетной сцене мира роман Булгакова принадлежит самому Клюгу. По словам Большого театра, задумка эта показалась театру яркой и перспективной. Сложный для воплощения на сцене, «каверзный» роман, сатиру на «советский быт и бытие» предложил поставить иностранец. Вдобавок переместив всё действие… в бассейн.
Как сообщается на официальном сайте Большого театра, за месяц до премьеры хореографу Клюгу рассказали печально знаменитую историю о том, как взорвали Храм Христа Спасителя (последний спектакль первой серии показов придётся на 90-летие со дня этого события), а годы спустя на его месте вырыли бассейн «Москва».
«Сама идея пришла ко мне из моего детства, – рассказывает Эдвард Клюг на сайте Большого театра. – Я родился в маленьком городке Штейне, который построили Советы, потому что рядом было обнаружено месторождение урана. Между 1952 и 56-м годами начали один за другим прибывать поезда с рабочими. В результате появился, наверное, самый необычный город в Румынии: длинные улицы, одноэтажные дома. Для учёных, инженеров, и для рабочих, конечно, был возведён очень красивый дворец культуры. И при нём был открыт бассейн. Именно когда я возвращался из этого бассейна, мой отец и предложил мне попробовать поступить в балетную школу в городе, находившемся в семи часах езды от нашего… Теперь я понимаю, что наш городок строился как раз в то время, когда при Хрущёве закладывали бассейн «Москва». Это невероятное совпадение! Конечно, неслучайное, чисто булгаковское. Заканчивая презентацию сценографического решения, я сказал коллегам в Большом театре: сначала вы принесли в мою жизнь бассейн, теперь я приехал для того, чтобы вернуть его вам, туда, где он был задуман».
Над премьерой балета также работают сценограф Марко Япель, художник по костюмам Лео Кулаш, композитор Милко Лазар и художник по свету Томаш Премзл. Дирижёр-постановщик – Антон Гришанин.
«Вот настоящий парадокс: бассейн в Москве стал любимым местом отдыха людей, невзирая на всю его противоречивую историю, – продолжил Клюг. – Но, слава богу, ведь наш спектакль совсем не про бассейн. Люди просто будут смотреть и знать, что это Москва. Иллюзия Москвы, каковой, собственно, и был этот бассейн. Инстинкт подсказал мне принять это решение. А потом я произвёл изыскания. И выяснилось, что Советы много разных церквей превратили в больницы, склады. Или вот в бассейн. В чём я был абсолютно уверен, так это в том, что мы должны выбрать одно место действия вместо того, чтобы визуализировать разные места, в которых разворачиваются события романа. Что, во-первых, просто невозможно, а во-вторых, если всё-таки допустить такую вероятность, создало бы немыслимую пестроту. Пустой бассейн. С большим количеством дверей вокруг, ведущих в кабинки для переодевания. Вот что даст нам возможность отправиться по всем адресам и перечесть все главы книги».
По задумке хореографа Мастер будет символически представлять Иешуа, последний не будет персонажем в полном смысле слова. Иешуа станет грёзой Мастера, его сном. И именно во сне состоится знаменитый диалог Иешуа-Мастера с Пилатом. Другие художественные решения балета «Мастер и Маргарита» хореографа Эдварда Клюга пока не раскрываются.
Эдвард Клюг в 1991 окончил Национальную балетную школу в Клюж-Напоке (Румыния). По окончании был принят в Словенский национальный театр в Мариборе, где познакомился с известным словенским режиссёром Томашем Пандуром. В 2003 был назначен художественным руководителем балетной труппы Словенского национального театра в Мариборе. Довольно быстро эта труппа (Балет Марибора) приобрела мировую известность. Клюг регулярно сотрудничает со Штутгартским и Цюрихским балетом, а также с Нидерландским театром танца (NDT). Ставил спектакли для Королевского балета Фландрии, Венского государственного балета, Национального балета Португалии (Лиссабон), Большого балета Канады (Монреаль), голландской труппы Station Zuid, Хорватского национального балета в Загребе и других. Для балетной труппы Новосибирского государственного академического театра оперы и балета поставил балеты «Пер Гюнт» (2017), одноактные балеты «Шепот» (Ssss) на музыку Шопена и «Радио и Джульетта».