Фестиваль театров малых городов — 2024 покажет в Москве спектакли Жамбаловой и Заббарова

С 20 по 22 января в Москве пройдут показы спектаклей — победителей ХХI Фестиваля театров малых городов. На двух сценах Театра Наций представят постановки из Нягани и Альметьевска.

На Фестивале театров малых городов, который проходил со 2 по 9 июня 2024 года в Уфе (впервые без арт-директора Олега Лоевского), жюри во главе с режиссёром Адольфом Шапиро традиционно выбрало двух обладателей гран-при. По итогам фестиваля спектакли, признанные лучшими работами большой и малой формы, получают возможность приехать в Москву. Их играют на площадке Театра Наций — организатора проекта. Посетить показы зрители могут бесплатно по предварительной регистрации.

20 января на Основной сцене Театра Наций сыграют спектакль Айдара Заббарова «Не был женат», поставленный в Альметьевском драматическом театре по одноимённой повести Гаяза Исхаки. В тексте постановки создатели соединили сочинение татарского классика с документальными материалами — интервью реальных людей.

«В литературоведческих текстах повесть “Он ещё не был женат” определяется как произведение о проблеме смешанных браков, прежде всего христианско-мусульманских, — писала в нашем блоге Жанна Зарецкая. — И на первый взгляд, спектакль Альметьевского театра “Не был женат” — ровно об этом же. Но довольно скоро становится ясно, что дело не в смешанных браках и не в браках вообще, что подлинный сюжет Айдара Заббарова, спрятанный за очевидным, — история о преградах и препятствиях, которые человек городит по своей воле в собственной жизни. <…> Заббаров же, рассказывая историю любви средствами игрового театра, рифмуя образы и ассоциации, по ходу дела превращает татарские предрассудки в глобальную метафору инфантилизма сегодняшнего человека, не готового строить собственную реальность и брать на себя ответственность за неё».

А 21 и 22 января на Малой сцене Театра Наций пройдут два показа спектакля Сойжин Жамбаловой «Калечина-Малечина» по одноимённой книге Евгении Некрасовой. Здесь также есть документальное дополнение первоисточника, хотя и решённое иначе, — вставные монологи артистов о собственном детстве. Эта постановка Няганского ТЮЗа уже успела полюбиться столичным зрителям, которые впервые увидели её год назад на фестивале «Территория. Kids».

«”Фантастический реализм” повести Некрасовой в спектакле проявляется через придуманные художницей Надей Скомороховой рогатые маски, кокошники и балаклавы — они напоминают работы уральской художницы Алисы Горшениной и головные уборы из “Финиста Ясного Сокола”, — писала тогда Марина Шимадина. — А ещё, конечно, — через музыку Дахалэ Жамбалова и самой Сойжин. Её песня “Невыросшая” — это удивительное сочетание рэпа и национальных мотивов, литературного первоисточника и личного авторского опыта. И в этом смысле сингл, открывающий и завершающий постановку, становится не просто его смысловым выражением, но и структурной моделью».

Комментарии
Предыдущая статья
Умерла Евгения Добровольская 10.01.2025
Следующая статья
«Балет Москва» представит миниатюры Севагина, Радева, Дельцовой 10.01.2025
материалы по теме
Новости
Сойжин Жамбалова стала главным режиссёром Няганского ТЮЗа
Вчера, 13 января, Няганский театр юного зрителя объявил о новом назначении: главным режиссёром театра стала Сойжин Жамбалова.
Блог
Филипп Гуревич: «Я делаю спектакли, чтобы спасаться»
Один из самых востребованных сегодня  российских режиссёров рассказал о том, что заставляет его так много ставить и кому посвящены его спектакли.