Минкульт опубликовал список проектов — полнометражных игровых фильмов режиссёров-дебютантов, которые в этом году получат господдержку.
До третьего этапа отбора претендентов на получение минкультовской субсидии дошли 60 участников. По решению Экспертного совета господдержку получат двадцать картин. Ещё три проекта поставлены в резерв.
Среди тех, кто получит минкультовскую субсидию, — Алексей Франдетти, известный театральным зрителям, прежде всего, как главный российский специалист по мюзиклам. Постановки Франдетти в этом жанре, осуществлённые в разных (и зачастую — драматических) театрах страны, многократно номинировались на «Золотую Маску» и часто становились в итоге лауреатами в различных номинациях, включая основную. Сам Франдетти получал «Маску» за лучшую режиссёрскую работу в оперетте или мюзикле трижды: за спектакли «Рождество О. Генри» в московском Театре им. А.С. Пушкина (2016), «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» в Театре на Таганке (2018) и «Стиляги» в Театре Наций (2020).
В кино Франдетти также задумал музыкальный проект — фильм под названием «Она танцует» должен стать, в соответствии с названием, историей женщины и танца. Для Франдетти важно соединение темы времени с индивидуальной судьбой, человеческих отношений и смены эпох. В качестве референса к фильму назван «Бал» Этторе Сколы, однако в «Она танцует» танцам и музыке как таковым отведено гораздо более скромное место (не более четверти общего хронометража картины). Соавторами Франдетти, как надеются авторы проекта, станут кинокомпозитор Анна Друбич и оператор Ксения Середа (снимавшая «Кислоту» Александра Горчилина, «Дылду» Кантемира Балагова и «Звоните ДиКаприо!» Жоры Крыжовникова).
Ещё один кинодебютант, чью работу поддержит Минкульт, — худрук московского «Современника» Виктор Рыжаков (работа Рыжакова в московском Театре Наций также была отмечена нынешней «Золотой Маской» — спектакль «Иранская конференция» был назван лучшим в драматическом театре). Фильм «Родительский день» — история о том, как в день поминовения усопших мать и сын совершают поездку по кладбищам (картину начали снимать в Карелии), навещая могилы многочисленных родственников. Параллельно они выясняют отношения друг с другом, а всё вместе становится размышлением о важности корней (от культурного наследия до малой родины) и диалога между поколениями. «Все годы были заняты театром, на кино не хватало смелости и времени, — цитирует ТАСС выступление Рыжакова на минкультовском питчинге, — но пандемия помогает решать серьёзные вопросы, была возможность подготовиться, сформулировать какие-то вещи. Так родился сценарий. Мы даже попробовали снять часть материала, чтобы понять, на правильном ли мы пути и можно ли соединить подход театрального режиссёра и человека, который работает с кинематографом». Главные роли в картине сыграют Агриппина Стеклова и Александр Паль.
Третий «театральный» получатель минкультовской субсидии — режиссёр и видеохудожник Илья Шагалов, ученик Кирилла Серебренникова, ещё не выходивший из зоны видеоискусства в кинематограф. Картина «Аквариум», по замыслу создателей, будет прежде всего «фильмом о выборе» — и о любви. Предполагается, что и в сюжете, и в художественном решении «Аквариума» будут сталкиваться противоположности — благополучная жизнь и положение изгоя, давняя любовь и семейный уют, знакомые реалии и футуристические миры, живое чувство и «виртуальное удобство», безопасность и свобода. Кроме того, создатели подчёркивают, что особое место в фильме будет уделено электронной музыке. Автор сценария «Аквариума» — Дмитрий Константинов, продюсер — Сабина Еремеева.
Напомним, что в числе работ кинорежиссёров-дебютантов, получавших в разные годы аналогичную субсидию Минкульта, сделавшую возможной реализацию проекта, — «Кислота» актёра и режиссёра «Гоголь-центра» Александра Горчилина по сценарию Валерия Печейкина, находящийся сейчас в прокате фильм режиссёра и актёра Семёна Серзина «Человек из Подольска» по одноимённой пьесе Дмитрия Данилова и авторский фильм «Латифа» драматурга, режиссёра и актёра Рината Ташимова.