С 5 по 11 февраля в Санкт-Петербурге пройдет XV Международный театральный фестиваль «Пять вечеров» имени Александра Володина. Свои спектакли представят театры из Стерлитамака (Респ. Башкортостан), Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Резекне (Латвия). Спектакли проходят на нескольких площадках: в Театре «На Литейном», Большом театре кукол, Театре-фестивале «Балтийский дом», Театре «За Черной речкой», «Театре Поколений» и Театре на Васильевском.
«Володинский международный театральный фестиваль – один из старейших в Санкт-Петербурге. – рассказал журналу ТЕАТР. художественный руководитель фестиваля Виктор Рыжаков. – Он задумывался и создавался как посвящение памяти драматурга и уникального ЧЕЛОВЕКА Александра Володина. Ежегодно мы собираем афишу из спектаклей по произведениям Володина и на «володинские» темы из разных театров и театральных компаний России и других стран. Вместе с актерами петербургских театров «читаем» новые пьесы молодых драматургов, отдавая организацию этих читок на откуп молодому и талантливому поколению режиссеров. После представления пьес «Первой читки» с участием самих драматургов проводим обсуждения представленных текстов со зрителями и специалистами театра. Мы бесконечно дорожим особой дружеской, неформальной атмосферой, сложившейся на фестивале за эти долгие полтора десятка лет, и стараемся поддерживать ее.
В этом году фестиваль пройдет в 15-й раз и будет посвящен 100-летию со дня рождения Александра Моисеевича Володина. В программе представлено 10 спектаклей из Петербурга, Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Башкортостана и Латвии. Все они пройдут на разных площадках города и Ленинградской области.
Но откроется юбилейная программа фестиваля киномарофоном из картин Александра Володина, ставших частью истории нашей страны и российского кинематографа. Эта часть юбилейной программы фестиваля стартует 5 февраля в киноцентре «Родина» и будет доступна для каждого желающего в течении всего форума. Зрители смогут увидеть известные и редкие советские фильмы: «Пять вечеров», «Звонят, откройте дверь», «Старшая сестра, «Фокусник» и другие – все они будут каждый вечер представлены на большом экране совершенно бесплатно. Такой «володинский кинокоммунизм» на все дни фестиваля.
Юбилейная программа фестиваля откроется спектаклем по редко исполняемой сегодня пьесе Володина «Две стрелы». Постановку замечательного режиссера Владимира Мирзоева представит московская Студия «Белый шар».
В основной программе спектакли маститых режиссеров, а также молодых команд и негосударственных театров: спектакль по пьесе Володина «Фабричная девчонка» покажет совсем молодая московская труппа «307-я студия», режиссер Надя Кубайлат. Постановку по пьесе молодого драматурга Рината Ташимова «Шпаликов» представляет молодой режиссер Николай Русский и уже серьезно зарекомендовавший себя екатеринбургский «Ельцин Центр»; кукольный спектакль «Мойры Петроградского района» по пьесе Константина Федорова в режиссерской интерпретации Александры Ловянниковой покажет Московский областной театр кукол.
Словом, зрителей ждет насыщенная, совсем необычная юбилейная программа.
Специальный и, пожалуй, самый ожидаемый всеми раздел фестиваля «Первая читка» представит шорт-лист драматургического конкурса новых пьес, которые еще никто не слышал и не ставил. В этом году на конкурс было представлено более четырехсот текстов.
Кроме этого, в основную программу включен уже состоявшийся спектакль театра из Башкирии по пьесе Анастасии Букреевой «Ганди молчал по субботам», которая была включена в прошлогоднюю драматургическую программу.
Завершится фестиваль в день рождения драматурга 10 февраля работой молодых начинающих артистов, студентов школы-студии МХАТ, под лирическим названием «Оттепель», в которой соединились музыка уходящей «великой эпохи» и невероятно пронзительная поэзия Александра Володина.
Вообще, к моменту проведения 15 по счету фестиваля его создателями, участниками и зрителями, по большей части, стала молодежь. Эти молодые люди особенным образом присваивают Володина и его мир, по своим каким-то совершенно особенным законам вчитываются в тексты драматурга. Это для нас, пожалуй, самое важное событие и победа. «Чтобы не прерывалась связь времён», – как завещал нам автор символа фестиваля, удивительно точного собирательного образа Володина, вылитого в бронзе, выдающийся Художник нашего времени Резо Габриадзе.
Фестиваль памяти Володина стал фестивалем о так необходимой нам сегодня исторической памяти, о времени и его творцах, о нашей сегодняшней памяти и сегодняшних молодых людях, так страстно, искренне, открыто и так неосторожно, совсем по-володински, проживающих свою жизнь».
«Этот юбилейный, пятнадцатый от рождения, фестиваль «Пять вечеров» как будто собирает все темы и направления, заявленные в прошлые годы, – отмечает арт-директор фестиваля Марина Дмитревская. «Пять вечеров» всегда был посвящен Александру Володину, его текстам и их жизни в сегодняшнем времени. Эта магистральная линия остается главной и нынче.
«Две стрелы» Студии «Белый шар» в постановке известного режиссера Владимира Мирзоева открывают фестиваль совершенно необычной интерпретацией «детектива каменного века». Володин писал свои эзоповы притчи о нас, об Отечестве, не слишком прячась за первобытные реалии, шкуры и колчаны. И Мирзоев читает «Две стрелы» как историю сегодняшнюю, про Родину-мать (недаром Глава рода здесь впервые женщина в исполнении Елены Кореневой), про русскую общину/колхоз/деревню/население. Здесь вместе парятся в бане, а потом стреляют в спину политическому сопернику за первый кусок мяса у общинного костра. Спектакль еще раз доказывает непреходящую (или, увы, вернувшуюся?) актуальность володинского текста.
Спектакль «Фабричные» совсем молодого режиссера, ученицы Сергея Женовача Нади Кубайлат играют в спектакле 307-й студии прошлогодние выпускники мастерской Константина Райкина. Это взгляд на пьесу из ХХI века, это черно-белое кино, раскадровка времени и типов, ритмичное погружение в сюжет и характеры пьесы, эксцентрические и лирические клипы. Спектакль оригинального сценического приема и традиционной тоски по лучшей жизни…
«Слезы капали» театра «За Черной речкой» тоже поставлен по сценарию, одним из авторов которого был Володин (другим — Кир Булычев). Из лирической истории по мотивам «Снежной королевы» Роман Габриа, режиссер молодой и дерзкий, делает лирический троллинг. Правда, Сергей Мендельсон играет в нем традиционного володинского человека — нелепого, бегущего, закомплексованного, отчасти поэта, отчасти неудачника…
Володина редко играют на чужих языках. «С любимыми не расставайтесь» зазвучат в этом году по-латышски. И стихи Володина по-латышски (театр из Резекне «Йорик»). Антон Киселюс не первый раз ставит Володина, его спектакль «Пять вечеров» из Абхазии был на фестивале.
Важной темой фестиваля долгие годы была «Володин и володинское». Как живут его мотивы, настроения, приметы художественного мира в спектаклях по совсем другим произведениям? «Я скучаю по тебе», — может сказать и белка, а преклонение перед женщиной и жалость к ней (один из главных володинских мотивов) могут возникнуть там, где не ждешь…
«Володинское» звучит в спектакле Саши Денисовой «Море.Cосны». Это киноповесть Михаила Угарова о роковой любви, которая не признается, что она и есть та самая. Саша Денисова пытается соединить и кино, и театр, и прозу, и «театр, в котором не играют» — фирменную угаровскую читку с ремарками. На сцену выйдут старые доковцы и, разбираясь с ироничным и нежным угаровским текстом, станут рассказчиками, античным хором, судьбой. А двадцатилетние главные герои попробуют эту судьбу перехитрить.
«Володинское» — и в «Мойрах Петроградского района» (Московский областной театр кукол). Пьеса Константина Федорова, написанная специально для театра кукол, рассказывает о трех сестрах-мойрах, отвечающих за Петроградский район Петербурга, и их подопечных-петербуржцах, которые не догадываются, кто управляет их судьбами. История разворачивается на фоне зимнего Петербурга, во время затяжной метели. Многие здания в спектакле Александры Ловянниковой — макеты настоящих домов Петроградского района. А ведь именно на Петроградской жил Александр Моисеевич, судьбу которого решали эти усталые существа…
Фестиваль всегда стремился собирать авторов, близких Володину. И вот теперь — «Шпаликов». Много общего было в судьбах двух поэтов/сценаристов/пьющих героев «оттепели». Спектакль Ельцин Центра «Шпаликов» молодого режиссера Николая Русского красив сочетанием кино и театра, света экрана и света театрального, ритмов и строк, симультанных изысканных мизансцен — и простых кадров… В «Шпаликове» возникает образ вообще-то лихой, буйной и страшно обаятельной жизни, в которой шел июльский дождь, писались стихи и, кажется, не было повода для строчек: «Велика Россия, а позвонить некому»
«Оттепель» – спектакль студентов Школы-студии МХАТ – о той же эпохе, ее песнях. Фестивалю всегда было важно, чтобы в мир, современный Володину, входили молодые. Входят.
И, наконец, «володинское» – это рассказ художника-мультипликатора Ирины Литманович и писателя Виктора Шендеровича о будущем мультфильме «Один день из жизни Александра Володина», который они делают, и людях володинского круга».
Напомним, что «Первая читка» пройдет с 7 по 9 февраля в Театре на Литейном, в этом году в шорт-лист вошло семь пьес. Лонг-лист был опубликован в начале января, в него попало 18 пьес. Об этом журнал ТЕАТР. писал ранее.
Также вне конкурса 6 февраля будет представлена программа «Тигр может напасть в цирке» – пьесы, созданные в инклюзивной лаборатории проекта «Квартира» (художественный руководитель Борис Павлович, куратор Элина Петрова).
«Но начнем мы в этом году не читками конкурсных пьес, а специальной программой от проекта «Квартира». Прошлым летом, во время инклюзивной творческой резиденции, “квартиранты” придумали свою драматургическую лабораторию, куратором которой стала драматург Элина Петрова. В рамках этого проекта были созданы пьесы, написанные профессиональными актерами и актерами с ментальными особенностями. Будут прочитаны следующие инклюзивные, созданные в соавторстве пьесы: Нина Буяненко, Екатерина Алексеенко, Светлана Афонина «Тигр может напасть в цирке», Мария Жмурова, Юлия Захаркина «Шпилька и ее друзья», Максим Слесарев, Татьяна Филатова, Дмитрий Крестьянкин «Легенда о рок-звезде», Аким Норландер, Анастасия Бешлиу, Наташа Розанова «Рыбалка и охота», Павел Соломоник, Ксения Захарова «Мистер Браун, или сцены из реальной жизни Америки» и Станислав Бельский, Александра Никитина «Детектив», – написано на странице фестиваля в фейсбуке.
«Это не совсем инклюзивные читки, – поделился с журналом ТЕАТР. худрук проекта Борис Павлович, – это в ряду прочих читок подборка пьес, написанных людьми с аутизмом. В общем контексте, а не отдельной программой. Для нас это важно».
«Во всем, чем мы занимаемся, будь то театр, танец или анимация, главным принципом является объединение, контакт. И в нашей драматургической лаборатории актеры с дипломами и актеры с аутизмом объединились в рабочие группы и, опираясь на полученные базовые знания, написали свои пьесы. Метод, который мы использовали, – вопросный. Это сократовский диалог, при котором авторы договариваются о сюжете, герое, конфликте, перипетиях или об отсутствии всего вышеперечисленного», – отметила куратор проекта драматург Элина Петрова.