30 января на второй сцене БДТ им. Г. А. Товстоногова — в Каменоостровском театре — сыграют премьеру Евгении Сафоновой «Аустерлиц», поставленную по мотивам романа Винфрида Георга Зебальда. Это первое обращение российского театра к роману одного из важнейших писателей рубежа веков.
«Зебальд — последний большой писатель ХХ века, «Аустерлиц» — один из ключевых романов конца ХХ-начала XXI века. Работа с текстом, существующим на стыке вымысла и документа — серьезный вызов для театра, этим она и интересна, — рассказала журналу ТЕАТР. режиссер и автор инсценировки Евгения Сафонова. — И вот что, пожалуй, самое для меня важное: главная для творчества Зебальда тема исторической памяти невероятно актуальна для современной России. То, что разговор об этой проблеме ведется со сцены БДТ, одного из ведущих театров страны, конечно, исключительно важно».
По сюжету главный герой романа — Жак Аустерлиц, историк архитектуры, живущий в Лондоне, узнает, что всю жизнь прожил в приемной семье под вымышленным именем. Еще ребенком его вывезли в Англию вместе с тысячами других еврейских детей из Чехии, Польши, Австрии, Германии. Все они, без сопровождения взрослых, были отправлены «в неизвестность», во имя спасения от надвигающейся фашистской угрозы. Герой пытается воссоздать свою подлинную историю с помощью архивных фотографий, старых газет, чужих рассказов, он посещает дома, в которых, как он предполагает, могли жить его настоящие родители.
Ткань будущего спектакля формируется из прошлого героя, путешествия по ландшафту памяти Аустерлица, вспышек его воспоминаний, которые были записаны автором-рассказчиком во время их случайных встреч в Бельгии, Англии и Франции на протяжении 30 лет.
«Как понять, кем ты являешься, если вместо личной истории у тебя есть только история мира, в котором ты жил? Работая над постановкой, мы размышляем о том, что человек помнит — а что забывает, почему исторические трагедии и катастрофы со временем остаются непонятыми, неосознанными и забытыми, как все это сказывается на человеческих биографиях и проблемах самоидентификации» — размышляет режиссер постановки.
Спектакль репетируют актеры театра Василий Реутов, Мария Сандлер, Алена Кучкова, Алексей Фурманов, Александра Магелатова. Музыку к спектаклю создал композитор Владимир Раннев, видеографику — Михаил Иванов.
Винфрид Георг Зебальд — немецкий писатель и историк литературы, лауреат многочисленных международных премий, его книги переведены на все основные языки мира, в том числе и на русский («Естественная история разрушения», 2015; «Кольца Сатурна», 2016 и другие). Его ставят в один ряд с Владимиром Набоковым и Марселем Прустом. Написанный в 2001 году, роман «Аустерлиц» стал его последней книгой. Уникальная интеллектуальная проза Зебальда заставила говорить критиков о возвращении «большой» литературы на фоне общего кризиса мировой словесности. Газета «The New York Times» назвала «Аустерлиц» первым великим романом XXI века. Перевод романа «Аустерлиц» осуществлен известным германистом Мариной Кореневой.
Евгения Сафонова — театральный режиссер. В 2007 году с отличием окончила СПбГАТИ (специальности «Режиссура театра», «Актерское искусство» мастерской профессора Ю. М. Красовского). Актерской дипломной работой стала роль Любови Раневской («Вишневый сад» А. П. Чехова, режиссеры Ю. М. Красовский, Г. И. Филимонова). В 2007 году со спектаклем «Вишневый сад» принимала участие в IV международном театральном фестивале в Варшаве, по окончании которого получила приглашение поставить спектакль «Вишневый сад» в Варшавской театральной Академии (Teatr Collegium Nobilium). С 2008 по 2010 год работала режиссером Александринского театра. В 2012 году принимала участие в Режиссерской лаборатории Линкольн-центра (Нью-Йорк). В 2015 году прошла стажировку в рамках программы Internationales Forum театрального фестиваля Theatertreffen (Берлин). Лауреат Санкт-Петербургской молодёжной театральной премии «Прорыв» в категории «Лучший молодой режиссёр» (2016)
Фото: сайт БДТ / Стас Левшин