Есть ли будущее у «Текстуры»?

У фестиваля «Текстура» необычный формат: он собирает спектакли, фильмы, пьесы и сценарии о современности. Современность, конечно, понятие широкое, поэтому в программу может войти любой фильм, снятый в наши дни и про наше время. Так нынешний киносмотр открывал новый фильм Бернардо Бертолуччи «Ты и я» об аутичном подростке, прячущемся от реальности в подвале собственного дома, Гран-при фестиваля получила трогательная картина Руфуса Норриса «Сломленные» — о жизни нескольких английских семей, захваченных водоворотом бытовой жестокости, а лучшим режиссером cегодня был назван Лео Каракс, вернувшийся на большой экран с фильмом Holy Motors.

Но все же главный тренд «Текстуры» — это злободневное социальное искусство. Фильмы, спектакли и читки здесь часто кажутся продолжением дискуссий в фейсбуке и горячих роликов на YouTube. Не случайно три из четырех наших фильмов, представленных на фестивале, оказались документальными. Победившая в российском конкурсе коллективная работа учеников Марины Разбежкиной «Зима, уходи!» — это беспристрастная хроника московского протестного движения, где репортажные съемки с митингов чередуются с фрагментами теледебатов и уличными зарисовками с выпивающими гражданами. А скандальный фильм Андрея Грязева «Завтра» раскрывает всю подноготную арт-группы «Война» — прямой предшественницы Pussy Riot, о которой на фестивале вспоминали и говорили тоже часто.

Театр реагирует на злобу дня горазо медленнее. Несмотря на обилие драматургических конкурсов, лабораторий и семинаров, спектакли о современности не просыпаются на нас золотым дождем. Неповоротливое сценическое искусство у нас никак не может и не хочет обновлять свой художественный язык, заточенный под Чехова и Островского. Так что за современный театр в программе «Текстуры» отдувались все те же небольшие и узкоспециализированные коллективы — «Практика» с ее хитовыми «Бабушками» (они и получили главный приз), Театр.doc с пьесой Елены Греминой «Двое в твоем доме» — о домашнем аресте белорусского оппозиционера Владимира Некляева, питерский ON. ТЕАТР с «Заполярной правдой» Юрия Клавдиева в постановке Семена Александровского (он был признан лучшим режиссером СегоДня). Документальный театр представляла учебная постановка студентов Школы-студии МХАТ «Общий вагон» (скоро она войдет в репертуар «Практики») — классический вербатим, где ребята попытались создать срез нашего общества, увиденного свежим глазом 16-20-летних. Два спектакля из провинции — «Иллюзии» Вырыпаева в постановке того же Александровского из Абакана и «Язычники» Анны Яблонской из Прокопьевска — честно говоря, небогатый улов. По крайней мере несопоставимый с насыщенной кинопрограммой.

Конечно, фестивалю бы очень пошло на пользу, если бы в его афише появились не только зарубежные кинохиты, но и европейские театральные постановки, которые бы задали программе другой уровень и обозначили какой-то вектор развития современного театра, показали зрителям возможность иного способа сценического высказывания. Но что об этом говорить, если и за судьбу того, что уже сделано, приходится опасаться. После смены губернатора весь пермский культурный проект, затеянный либеральным Олегом Чиркуновым, завис в тревожном ожидании своей дальнейшей участи. Театральные инициативы — не исключение. Под угрозой оказался и фестиваль «Пространство режиссуры», который показывал пермякам спектакли Питера Брука и Жозефа Наджа, Анатолия Васильева и Алвиса Херманиса, а в этом году привезет Оскараса Коршуноваса, и амбициозный проект «Сделано в Перми», в рамках которого 6 октября состоится мировая премьера пролога к опере Перселла «Дидона и Эней»,написанного Майком Найманом, и множество других театральных проектов.

Что касается «Текстуры», по словам Эдуарда Боякова, недавно встречавшегося с новым губернатором, Виктор Басаргин пока планирует поддерживать фестиваль. «Не верьте злым языкам, мы в вас заинтересованы», — сказал руководитель края. Но что будет, если новый губернатор или другой чиновник (представим такую гипотетическую возможность) нагрянет вдруг на читку пьесы Марины Крапивиной «Болото»? Он вряд ли продержится дальше первой сцены, где полицейский избивает и насилует свою сожительницу, ребенка которой он убил пару дней назад. И вряд ли кто-то сможет убедить его, что такие пьесы нужны для воспитания нового зрителя. Театр, работающий с актуальной драматургией, всегда находится в зоне риска. Пока современное искусство зависит от доброй (или не доброй) воли чиновников его будущее, особенно в провинции, очень туманно. Даже «Золотые маски» и признание в столицах порой не спасают талантливых молодых режиссеров, артистов, художников, которые не вписываются в местный серый контекст.

У «Текстуры» в Перми уже появился свой зритель, свои поклонники и постоянные партнеры. В частности фестиваль поддерживает фонд «Новая коллекция», созданный известными пермскими попечителями искусства Андреем и Надеждой Агишевыми. Но полностью заменить государственное финансирование частным невозможно, да и не нужно. Личные вкусы и пристрастия меценатов могут оказаться похлеще чиновничьих. «Я связываю независимость культуры от воли отдельных людей во власти в большей степени не с увеличением частных средств, а с введением механизмов общественного, экспертного контроля», — говорит Надежда Агишева.

В Перми вроде бы начали работать в этом направлении, создав экспертный совет по культуре при губернаторе. Но инициатива его создания исходила от культурных деятелей, недовольных политикой Чиркунова и Гельмана. И в список, сформированный администрацией губернатора, вошли не артисты и художники, а люди, от искусства весьма далекие: микробиолог, директор ночного клуба, представители туристического бизнеса, директор фирмы «Витамин» и т.д. Понятно, что в таком виде совет вряд ли будет продвигать современное искусство.

PS: Несколько дней назад губернатор Виктор Басаргин утвердил бюджет Прикамья на 2013 год. Более 500 миллионов рублей пойдет на реконструкцию Пермского театра оперы и балета. Основные фестивали, такие как «Белые ночи в Перми», «Дягилевские сезоны», «Небесная ярмарка Урала» сохранятся. В этот список вошла и «Текстура». Так что в следующем году встреча с современным искусством в Перми все же состоится. Но в целом финансирование культуры в Прикамье в 2013 году сократится почти наполовину. Зато расходы на гражданское просвещение населения и патриотическое воспитание молодежи увеличатся на 70%.

Комментарии
Предыдущая статья
Auf Russisch: из личного архива Всеволода Блюменталь-Тамарина 24.09.2012
Следующая статья
Ничья 24.09.2012
материалы по теме
Блог
Мышкин играет Тартюфа, или Оргона взяли в разработку
Евгений Писарев поставил в Театре Наций свой второй спектакль – «Тартюфа», в новом переводе, сделанном Сергеем Самойленко. Ольга Фукс рассказывает, чем он действительно нов.
21.12.2024
Блог
“И воскресенья не будет…”
Первым спектаклем петербургского режиссера Дениса Хусниярова на посту художественного руководителя СамАрта стало «Воскресение» по роману Толстого. Это очень личное высказывание, о том, что честь стоит все-таки беречь смолоду, а «после ничего исправить нельзя». Логично, что спектакль с таким сюжетом появился…