Чурсин и Скляр сыграют «Эмигрантов» у Муравицкого

Промо-фото спектакля "Эмигранты". Предоставлено пресс-службой.

9 и 10 марта в Москве пройдёт премьера спектакля Юрия Муравицкого «Эмигранты» по пьесе Славомира Мрожека. Спектакль — проект продюсера Леонида Робермана и Театрального агентства «Арт-Партнёр XXI».

Пьесу польского классика ХХ века Славомира Мрожека «Эмигранты» (1974) зачастую считают вершиной его творчества. Дело не только в болезненно-актуальной теме изгнанничества как состояния и внешнего, и, прежде всего, внутреннего. Пьеса стала этапной для Мрожека: герои «Эмигрантов» — не просто выражение двух полярных позиций, взаимоисключающих взглядов на мир, но вполне «живые люди», сознание и подсознание которых препарируется в ходе их диалога-противостояния.

Не самая репертуарная на российской сцене пьеса Мрожека вошла в новейшую историю благодаря легендарному спектаклю Михаила Мокеева в Театре-студии «Человек». Эта постановка начала восьмидесятых с Александром Феклистовым и Романом Козаком в главных ролях была высоко оценена и самим драматургом.

Обращаясь сегодня к «Эмигрантам», Юрий Муравицкий считает необходимым дистанцироваться от камерности пьесы, контекста времени и замкнутости героев на себе. Напомним, по сюжету интеллектуал АА, политэмигрант и провокатор, и приехавший на заработки простой трудяга ХХ ведут в затхлом подвале споры о том, как надо жить, об иллюзиях и масках. Однако в метафорическом смысле противостояние «хама» и «лицемера», разумеется, является внутренней борьбой каждого человека. Именно это философское противостояние и стремится обнажить Муравицкий, превращая поединок в диспут: форма нового спектакля — телешоу, и играть новых «Эмигрантов» будут на больших сценах.

«В студии спорят два героя, — анонсирует премьеру официальный пресс-релиз. — Два спикера с диаметрально противоположными убеждениями. Предмет их спора гораздо шире, чем круг проблем человека, живущего в чужой стране. Они спорят о том, как надо жить: просто или сложно — жить „как все“ или осознанно усложнить свой путь поисками смысла существования. Приватный диалог двух героев переходит в публичное пространство: они обращаются к аудитории напрямую, стараясь завоевать её симпатию и победить в „дебатах“. Выхолощенная атмосфера телестудии даёт возможность остаться с текстом на дистанции, которая позволяет не закопать философию, заложенную автором в мире вещей».

Юрий Муравицкий поясняет: «Наша реальность ставит человека перед выбором — быть рабом или изгоем. Не многим моим знакомым, живущим в эмиграции, удаётся полноценно интегрироваться в общество. И дело не только в языке. Дело в ощущении „свой-чужой“, на котором построена современная цивилизация. Мы лучше поругаемся со „своими“, чем будем мириться с „чужими“. Это грустно и смешно. Поэтому история у нас получается грустная и смешная».

Адепта «сложной» жизни АА в спектакле будет играть Юрий Чурсин. Напомним, после долгого перерыва артист вернулся на театральную сцену, и «Эмигранты» станут для него второй «полноценной» театральной премьерой — первая, авторский спектакль Ренаты Литвиновой «Звезда вашего периода», в МХТ им. А.П. Чехова выйдет за две недели до «Эмигрантов», в конце февраля. Роль антагониста АА, «простака» ХХ, сыграет Игорь Скляр. Кроме того, на сцене будет третий участник — музыкант-трубач (автор музыки, которая будет вживую исполняться во время действия, — композитор Лебе Луи Паскаль). За визуальное решение спектакля отвечает художница Катя Щеглова — постоянный соавтор Муравицкого, также работающая в кино и как фигуративный художник-живописец.

Премьерные показы пройдут 9 марта на сцене Театра им. Вл. Маяковского и 10 марта — на сцене Театра им. А.С. Пушкина.

Комментарии
Предыдущая статья
Ушёл из жизни театровед Олег Фельдман 13.02.2021
Следующая статья
«Инклюзион» привезёт спектакли в малые города России 13.02.2021
материалы по теме
Новости
Шахмардан и Дурненков создают в Финляндии «Предзнаменования»
23 ноября на Малой сцене Городского театра Лаппеенранты (Финляндия) пройдёт премьера спектакля Камрана Шахмардана по тексту Михаила Дурненкова «Предзнаменования» («Ennusmerkkejä»). Постановка — совместный проект Городского театра и возглавляемого Шахмарданом Black & White Theater. 
Новости
Fulcro и актриса Марина Шойф выпускают в Израиле автофикшн о саморазрушении
Сегодня и завтра, 20 и 21 ноября, в центре Сюзанн Деляль в Тель-Авиве театр Fulcro играет премьеру спектакля Даши Шаминой «No Name» по пьесе Ксюши Ярош. Это моноспектакль израильской звезды Марины Шойф, чья личная история и легла в основу постановки.