Елизавета Бондарь ставит в МХТ «драму-эпос» о разбитых иллюзиях

На фото — Антон Ефремов и Софья Евстигнеева в эскизе спектакля «Тахир и Зухра» © Екатерина Цветкова

29 и 30 июня на Новой сцене МХТ имени Чехова пройдёт премьера спектакля Елизаветы Бондарь «Тахир и Зухра» по пьесе Зухры Яниковой.

Премьерная постановка — результат работы лаборатории «АРТХАБ». Этот проект был запущен в МХТ в июне 2022 года, на сегодняшний день прошло уже четыре сессии, пятая идёт сейчас и завершится в июле. Эскиз «Тахира и Зухры» был представлен в октябре 2022 года на второй сессии «АРТХАБа», посвящённой современной российской пьесе. Для Елизаветы Бондарь будущий спектакль станет первой работой в МХТ имени Чехова.

Жанр спектакля обозначен как «драма-эпос», что связано с сюжетом и композицией пьесы. Театр напоминает в анонсе, как связаны в тексте драматурга национальный фольклор и сегодняшняя действительность: «„Тахир и Зухра“ — это старинная узбекская сказка о сильном и трагическом чувстве двух влюблённых, которым не суждено быть вместе. В пьесе Зухры Яниковой под тем же названием язык восточного эпоса причудливо и органично соединён с реалиями современной жизни, полной несправедливости и борьбы за выживание. С раннего детства мама внушала Тахиру веру в его исключительность, в то, что его ждёт особый путь: „Ты вырастешь, сын мой, как гора могучий, как солнце яркий, как луна мудрый, как волк опасный, как конь непокорённый“. Мама старалась защитить своё чадо от косых взглядов, окружающих в патриархальном обществе ребёнка, который растет без отца. И сейчас, когда ставший взрослым Тахир работает на стройке, а его возлюбленная Зухра ждёт ребёнка от другого, материнские слова становятся той опорой, которая помогает ему выжить. Но надолго ли хватит его веры?».

На фото — Арсентий Журид и Мария Сокова в эскизе спектакля «Тахир и Зухра» © Екатерина Цветкова

Елизавета Бондарь рассказывает, чем эта пьеса важна для неё: «Тахир не знает, что ему делать. Он пытается придумать жизнь, которая существует вне окружающей его реальности. Сочиняет себе новую сказку, строит воздушные замки. Они — его единственная отрада. Наш спектакль — это история про одиночество, про разбитые иллюзии и невозможность быть счастливым в обществе, наполненном патриархальными паттернами».

Художником спектакля стала Валида Кажлаева, окончившая в 2022 году ГИТИСовскую мастерскую Станислава Морозова и Анатолия Ледуховского и уже успевшая выпустить с Елизаветой Бондарь две постановки — «Вавилон» в новосибирском «Старом доме» и «16 мм обратимая» в Краснодарском академическом театре драмы имени Горького. Также в постановочной команде премьеры — художник по свету Михаил Глейкин и композитор Роман Жауров.

Заглавные роли сыграют молодые артисты — ученица Евгения Писарева Софья Евстигнеева и год назад окончивший Школу-студию МХАТ (курс Игоря Золотовицкого и Сергея Земцова) Арсентий Журид. Также в спектакле заняты Мария Сокова, Антон Ефремов, Юлия Витрук и Никита Карпинский.

Комментарии
Предыдущая статья
Исаакян выпускает последнюю часть футуристической трилогии «Я, робот» 22.06.2023
Следующая статья
Издана книга об истории «Мастерской Фоменко» 22.06.2023
материалы по теме
Новости
Шахмардан и Дурненков создают в Финляндии «Предзнаменования»
23 ноября на Малой сцене Городского театра Лаппеенранты (Финляндия) пройдёт премьера спектакля Камрана Шахмардана по тексту Михаила Дурненкова «Предзнаменования» («Ennusmerkkejä»). Постановка — совместный проект Городского театра и возглавляемого Шахмарданом Black & White Theater. 
Новости
Fulcro и актриса Марина Шойф выпускают в Израиле автофикшн о саморазрушении
Сегодня и завтра, 20 и 21 ноября, в центре Сюзанн Деляль в Тель-Авиве театр Fulcro играет премьеру спектакля Даши Шаминой «No Name» по пьесе Ксюши Ярош. Это моноспектакль израильской звезды Марины Шойф, чья личная история и легла в основу постановки.