«Эфрос? Это драматург античный, в Греции он был. Это ведь он написал „Царя Эдипа“?»

Под занавес вступительных экзаменов в театральные вузы Москвы решил выяснить у абитуриентов, а точнее — новоиспеченных студентов, что они знают об Анатолии Эфросе. Диалоги происходили в щукинском училище, школе-студии МХАТ и РАТИ-ГИТИС, к этому времени уже завершивших набор будущих актеров, режиссеров и театроведов. оказалось, что для многих Эфрос — это просто загадочное сочетание букв.

Эфрос? Вы мне намекните, а я продолжу… А, да, режиссер, конечно! Известный советский режиссер кино. А это же он снял какие-то комедии очень известные? Это эфросовские, да? Правильно? «Кавказскую пленницу» он снял? Нет? Ой, извините, это Гайдай. Ну, какие-то фильмы, ну, все любят их, все очень прям обожают, смотрят… Ну, там Рязанов, Гайдай, и вот Эфрос — тоже прям комедии очень хорошие. И актеры там играют прямо вот такие, как надо. А, вот я о чем говорю — «Шумный день»! А в театре? Вот что-то не могу вспомнить… Он, по-моему, где был — во МХАТе, в «Современнике»? Вот уверен, если я его увижу, узнаю в лицо.

Дмитриев Александр, Москва, Школа-студия МХАТ, актерский факультет

я не знаю, ничего не слышал. а кто это? режиссер? и что он написал?

Это выдающийся режиссер, русский режиссер, который поставил очень много замечательных спектаклей, который работал в Театре на Таганке одно время. Но, к сожалению, сложилась так его судьба, что его работа на Таганке не принесла ему успеха, у него не сложились отношения как-то. Спектакли какие ставил, не могу вспомнить. Но вообще, я считаю, что этот режиссер — один из самых выдающихся русских режиссеров.

Шаталов Сергей, Елец, ТИ им. Б. Щукина, актерский факультет

— пошел он в театр на таганке…
— не ходил он туда, если только как зритель.
— нет, он там ставил!
— короче, его там не уважали, потому что все любили любимова. а любимов уехал в англию.

Эфрос… я знаю, что в театре он, по-моему, режиссер был, да? Но я не знаю, что он ставил, только слышала о нем и все.

Феоктистова Алиса, Екатеринбург, РАТИ-ГИТИС, актерский факультет

во мхате горького он что-то делал, нет?

Эфрос? Басни он писал, да? Нет? А, это Эзоп! А Эфрос? Режиссер? И что он ставил?

Нестеров Андрей, Москва, Школа-студия МХАТ, актерский факультет

эфрос? а кто это? режиссер? нет, я только федерико феллини знаю.

Это режиссер, театры — Таганка, Малая Бронная. Ну, это мегарежиссер, у которого были просто сногсшибательные постановки. Там играла у него любимая его актриса Алла Демидова.

Чириков Андрей, Абакан, РАТИ-ГИТИС, актерский факультет

извините, я забыл свою шпаргалку, у меня там все: и эфрос, и любимов…

Один из величайших режиссеров. Спектакли его, так, навскидку, не скажу. Фильмы, наверно, видел, но не вспомню. Биографию его я, честно скажу, не знаю, а если по творчеству… Честно, не мой кумир. Мой, наверно, Чехов. Потому что я считаю, что идеальная система обучения у Чехова, что это идеальный подход к актерскому мастерству. А из режиссеров Кустурица мне нравится.

Гагаринов Александр, Москва, РАТИ-ГИТИС, актерский факультет

На самом деле, про Эфроса много можно рассказывать. Кстати, я слышала, как одна актриса, которая с ним работала, рассказывала, что он никогда сам ничего не показывал, он только рассказывал, как это должно быть. Он очень редко поднимался на сцену, чтобы что-то показать, считал, что это неправильно. Ему нужно было, чтобы актер сам понял. Помню его спектакль «Жизнь господина де Мольера», у меня есть даже аудиокнижка, которую он сам читает.

Мария Рузина, Москва, РАТИ-ГИТИС, театроведческий факультет

эфрос… да, сейчас скажу… он же в питере, да? питерский режиссер? нет?

Да, конечно, я знаю Эфроса. Эфрос закончил мастерскую ГИТИСа, это был ученик Марии Осиповны Кнебель. Он работал главным режиссером в Театре на Малой Бронной, потом, после того как Юрий Любимов эмигрировал в другие страны, Эфрос возглавил Театр на Таганке. Он поставил там много спектаклей, но как режиссер он там был не особо принят, потому что все актеры привыкли к стилистике Любимова, к его символизму и так далее, и такой психологизм Эфроса был им немного нов, и не особо его там жаловали. Спектакли его знаю, например, «Месяц в деревне», «Три сестры», больше что-то не помню. Вообще, учитывая, что в его работах было много психологизма и так далее, поскольку я это люблю, могу сказать, что мне нравится его творчество.

Коваленко Виктория, Белгород, ТИ им. Б. Щукина, актерский факультет

— хороший был режиссер, ставил хорошие вещи.
— любимов, конечно, тоже был…
— но станиславский лучше.

Это знаменитый режиссер. У него играла Ольга Яковлева. У него тяжелая судьба, его отовсюду гнали. Очень обидно, когда читаешь его биографию, обидно за судьбу человека. Я знаю его по постановкам на Малой Бронной, смотрела записи спектаклей. Еще он ставил «Ромео и Джульетту», но это уже в Театре на Таганке. Мне лично он очень нравится, потому что я знакома и с актрисой, которая у него играла на главных ролях, с Ольгой Яковлевой, и поэтому наслышана о нем, как о человеке.

Полосина Татьяна, Москва, ТИ им. Б. Щукина, актерский факультет

На Таганке он работал, по-моему, в 1980 каком-то году. Я читал книгу о нем, «Эфрос на Таганке», автор Золотухин. Я знаю, что с труппой он не поладил, из-за этого у него там конфликт был, и из-за этого у него сердечный приступ случился. Вот так погиб трагически. Был преследуем властями. Если не ошибаюсь, видел я его спектакль «Маленькие трагедии». Мне очень понравилось, такое там очень необычное решение спектакля.

Степанов Павел, Москва, РАТИ-ГИТИС, актерский факультет

эфрос? кажется, это бог любви… древнегреческий.

Эфрос — режиссер, работал в Центральном детском театре, потом в Ленкоме, потом на Малой Бронной, потом была Таганка. Недавно вот очень интересная была программа по «Культуре» про Эфроса, с хрониками документальными, понравилась она мне. Еще он говорил, что надо так актера подвести к роли, чтобы он думал, что он сам все придумал. А еще у него любимая была актриса Ольга Яковлева, а еще у него жена Наталья Крымова, известный театровед, а еще у него сын режиссер Дмитрий Крымов. Я из его работ видела «Таню», но это не спектакль, это фильм. Вообще мне нравится его творчество. Мне вот Яковлева не нравится, а Эфрос нравится.

Егорова Елена, Москва, РАТИ-ГИТИС, театроведческий факультет

Режиссер. В 60-х годах работал в «Современнике», в Ленкоме, на Малой Бронной. В Ленкоме ставил Мольера Булгакова, а на Малой Бронной я не помню, что он ставил. Я помню, что он, кажется, ставил там производственные пьесы как психологические, то есть этим он как-то прославился у публики. А больше что-то не могу вспомнить.

Зеркалева Александра, Москва, РАТИ-ГИТИС, театроведческий факульте

ну, эфрос уже умер, о нем надо хорошо говорить…

С абитуриентами и студентами московских театральных вузов разговаривала Виктория Канафеева (РГГУ, факультет истории и филологии, 4 курс, мастер курса — Г. В. Макарова)

Комментарии
Предыдущая статья
Река 23.09.2012
Следующая статья
Старые спектакли
московских театров
23.09.2012
материалы по теме
Архив
Лексикон директора театра
Директоры умеют быть убийственно вежливы и пригвождать художника к стулу одним точно найденным словом. Но слов этих даже у самого продвинутого директора немногим больше десятка. Если вы художник и хотите разговаривать с директором на его языке, вам надо освоить его нехитрый словарь