Сегодня, 26 февраля, в Няганском ТЮЗе пройдёт премьера спектакля Алессандры Джунтини «Турандот».
Пьеса-сказка Карло Гоцци прочно связана с российской театральной историей — легендарная постановка Евгения Вахтангова стала символом созданного им театра и одним из главных спектаклей ХХ века. Сегодня «Турандот» чаще появляется на музыкальной сцене — последняя опера Пуччини создавалась в то же время, что и спектакль Вахтангова, и осталась незавершённой. Однако «Турандот» в последние годы можно было увидеть и в драматических театрах — к этой пьесе обращались, в частности, Константин Богомолов, Юрий Муравицкий, Галина Бызгу.
Премьера в Няганском ТЮЗе почти день в день совпадает со столетием вахтанговского спектакля (27 февраля). Алессандра Джунтини предлагает современную версию истории жестокой принцессы Турандот — «взгляд из 21 века», как говорится в анонсе. Для работы над текстом была приглашена драматург Анастасия Букреева. Отметим, что актуализацию «Турандот», дополнение её сегодняшним юмором можно считать своеобразной традицией: так поступил уже Вахтангов, который сотрудничал с драматургом Николаем Эрдманом.
В анонсе «Турандот» Алессандры Джунтини говорится: «Мы постоянно находимся под наблюдением камер, а наш имидж и то, что о нас думают окружающие, гораздо важнее того, что мы чувствуем. Готовы ли мы сломать какие-то рамки, чтобы достичь гармонии внутренней и внешней? Турандот невероятно жестока или просто боится любить?».
Алессандра Джунтини рассказала пресс-службе Няганского ТЮЗа: «Турандот хочется разгадать — потому что в ней самой есть какая-то правда, она несёт в себе нечто сильное. Мы пытаемся разобраться с ней — героиней, обладающей мощной личностью и трагедией. Но вокруг неё — сумасшедший мир, который в театральном смысле скорее комедийный. И мы не отказываемся от масок комедии дель арте, но пытаемся их перевести на современный язык: какие люди и где в нашем мире носят маски, если носят их вообще? И мы не говорим каких-то специально глупых или наивных вещей, чтобы рассмешить, — смех возникает тогда, когда появляется парадоксальное ощущение „я вижу там себя“. В каждом из нас есть Турандот. Турандот — это даже не человек, это „нечто“, которое мы в себе держим».
Художник спектакля Юлиана Лайкова рассказывает: «Важно, что это происходит в Китае, но важно, что там существуют четыре маски комедии дель арте — а Алессандра Джунтини сама итальянка, понимает дель арте и умеет с этим работать. Нам хотелось использовать маску, но так, чтобы она трансформировалась на каком-то художественном уровне, вошла в способ актёрской игры. Второе, что нам было интересно, — кто такая принцесса Турандот. Центром композиции у нас стал куб — внутри него она существует, это её собственная сцена. А всё, что вокруг, — такой „при сцене существующий мир“. Нам казалось, что Турандот как бы закрыта в террариуме. И придумался такой дракон, существующий внутри этого куба. Сначала нам кажется, что Турандот — это что-то страшное, но постепенно она как бы снимает с себя его шкуру. Кроме того, нам хотелось „поиграть“ в Китай. Мы думали о том, прошлое это, настоящее или будущее, и сошлись на том, что это такое „будущее Средневековье“ — делая отсылки к костюмам, фактурам, миру Китая, мы как бы пытаемся, немного постмодернистски, осмыслить его в 2021-м, 2022-м и так далее».
Также над спектаклем работают композитор Илья Амелин, хореограф Яна Чипуштанова, художник по свету Игорь Фомин и видеохудожник Николай Мережников. Заглавную роль исполнит Юлия Шенгиреева, Калафа в очередь будут играть Данил Суворков и Виталий Шенгиреев. В других ролях — Анастасия Исайчик, Мария Васильева, Анастасия Крепкина, Марина Дроздова, Ксения Мусина, Елена Киреева, Дмитрий Дроздов, Андрей Ушаков и Ильнур Мусин.