В самом маленьком театре Петербурга сыграют сказку для взрослых

На фото – сцена из спектакля «dyimovochka trip» © пресс-служба театра «Блоха»

Сегодня и завтра, 8 и 9 октября, в самом маленьком петербургском театре «Блоха», созданном Кириллом Люкевичем, играют премьеру — спектакль «dyimovochka trip».

Театр «Блоха» рассчитан на шесть зрителей и полностью помещается на девяти квадратных метрах. В конце мая 2022 года здесь сыграли первую премьеру — спектакль создателя театра Кирилла Люкевича «Волк» с участием постоянного соавтора режиссёра, артиста Никиты Касьяненко (напомним, вместе они создали, в частности, спектакль «4elovekvmaske», получивший «Золотую Маску-2021» как лучший эксперимент).

В пресс-релизе проекта говорится: «Человека продолжительное время делали нелюдимым, заставляя носить маски и держаться от общества на расстоянии полутора метров. Театр „Блоха“ — это спасительная таблетка от социофобии (и клаустрофобии). Мы убеждаем своих зрителей, что НЕ держать дистанцию — это круто и безопасно. Близкий контакт зрителей друг с другом и со сценой — особый вид честной и искренней коммуникации в „Блохе“. Театр „Блоха“ — зона эксперимента. Мы решили проверить, насколько маленьким может быть театр, чтобы он всё равно оставался театром в привычном понимании этого слова. Все чудеса и спецэффекты создаются прямо на глазах зрителя, мы ничего от него не утаиваем и считаем, что это и есть подлинная магия театра — когда зритель заворожён и „сам обманываться рад“».

На фото – портретное фойе театра «Блоха» © Полина Назарова

О том, как появилась «Блоха» и зачем она нужна именно сейчас, Кирилл Люкевич рассказал нашей редакции: «Театр открылся спектаклем „Волк“ 27 мая 2022 года. Этот проект мы начали готовить в марте 2022 года, а идея появилась ещё раньше. Весной совпали несколько вещей, в том числе — мы наконец-то нашли помещение, которое целиком отвечало нашим запросам. Но случайности не случайны: нам кажется, что появился запрос на очень интимное, камерное, настоящее, честное и очень простое. Отсюда родился и формат, и материал, и помещение… И мы видим, что этот формат простого диалога — без „котурн“, сцены с возвышением, четвёртой стены — очень круто работает сейчас. При этом у нашей „Блохи“ есть все составляющие настоящего театра: сцена, фойе, партер, занавес, уборная, гардероб, буфет, звонки, билеты, труппа, капельдинер. Но работает это, естественно, немного по-другому — думаю, чтобы понять разницу, надо прийти и поучаствовать в процессе лично».

Вторая премьера «Блохи» — спектакль Люкевича «dyimovochka trip». Это также моноспектакль, где по очереди играют актрисы Ксения Пономарёва-Бородина и Ниёле Мейлуте (обе ранее работали с Люкевичем в театрах «Karlsson Haus» и «Цехъ» соответственно). Пьесу по мотивам знаменитой сказки написала Настасья Фёдорова.

В официальном релизе спектакля сказано: «Теперь у знакомой всем с детства, еле заметной девочки есть возможность быть увиденной. Её история — это настоящая драма большого человека, который размышляет о своей нелёгкой судьбе, маленькой девочки, которая искренне смеётся над своими неудачами. „dyimovochka trip“ — это искренняя история о настоящих страхах и возможностях, о внутренней силе каждого человека и осмыслении своего пути. Возможно, Дюймовочка и не такая уж маленькая девочка, а вполне взрослая и осмысленная женщина».

На фото – сцена из спектакля «dyimovochka trip» © Полина Назарова

Кирилл Люкевич рассказал нашей редакции о том, почему очередной героиней «Блохи» стала Дюймовочка и как выглядит эта сказка для взрослых: «Конечно, выбор материала не случаен. Само место диктует правила — по сути, это тоже сайт-специфик: у пространства есть определённые габариты, соседи, фактура, архитектура, атмосфера… Я бы даже сказал, что оно очень живое: со своей историей, с характером — до нас здесь была скупка антиквариата, ещё раньше — обувная мастерская…

Первый спектакль „Волк“ был такой пацанской историей, „dyimovochka trip“ — наоборот, женская. И пока весь наш репертуар мы можем связать с блохами: у волка есть блохи, Дюймовочка — самый известный маленький персонаж. Оба наших спектакля — сказки. Но это совершенно не значит, что они предназначены для детского или семейного просмотра. Наоборот, нам кажется, что их „адресат“ — взрослый зритель: уже с опытом, мнением, позицией… То, что сегодня нашим выбором стали сказки, кажется, тоже не случайно: через этот жанр или его исследование мы можем выходить на важные, сложные темы. И, я думаю, в этом есть интересный парадокс: взрослый театр, который занимается сказками, играет в куклы и предметы. А в нашей „Дюймовочке“ именно предметный мир Андерсена и стал одной из тем „исследования“. Если перечитать сказку, можно увидеть, что он описан очень подробно и… честно. Можно даже сказать, что вся история разворачивается на квадратном метре, как нам и надо. И мы попробовали восстановить весь предметный мир сказки, чтобы вместе со зрителем погрузиться в этот микро- и макромир: вся „декорация“, описанная Андерсеном, очень подробно выстроена нами, и в неё мы помещаем Дюймовочку — действительно величиной с дюйм, 2 см 54 мм.

В основе спектакля, конечно же, сказка Андерсена — она, как и знаменитый мультфильм, часть нашего общего культурного кода. Это и предметный, и сложный материал, очень настоящий. А слово „трип“, вынесенное в название, нам кажется одним из ключевых: и у героини сказки Андерсена, и у Ниёле, и у Ксении, и у меня, да и у каждого зрителя есть свой путь. Это и есть одна из тем, которые мы пробовали исследовать».

На фото – сцена из спектакля «Волк» © Полина Назарова

Напомним, Кирилл Люкевич окончил РГИСИ (мастерская Сергея Черкасского) по специальности «режиссура театра» в 2020 году, до этого получил актёрское образование в Санкт-Петербургском государственном университете (мастерская Анатолия Пузырёва, 2015). С 2013 сотрудничает с петербургскими театрами (в их числе — Александринский театр, «Суббота», «Цехъ» и другие), в 2014-м создал собственный театр «НеМы», в 2022-м — театр «Блоха». Среди наиболее заметных постановок Люкевича (практически все они отмечены премиями и были включены в программу важнейших театральных фестивалей) — «Апрель» в театре «Цехъ», «4elovekvmaske» (независимый проект), «Сталлоне Любовь Корова» в театре «Суббота», «Крайм» в Александринском театре, «Сказки Шута и Короля» в театре «Karlsson Haus», «Голова» в театре «На Литейном». Спектакль «4elovekvmaske» — обладатель спецприза номинационного совета премии «Прорыв» и лауреат «Золотой Маски-2021» в номинации «Лучший спектакль в эксперименте».

 

Комментарии
Предыдущая статья
В РАМТе выпускают недетский спектакль о детском мире 08.10.2022
Следующая статья
Театр на Бронной выпускает премьеру для детей по тексту Носова 08.10.2022
материалы по теме
Новости
В Кабаре ШУМ выпускают «иммерсивный сериал» по диалогам Платона
25 декабря в петербургском Кабаре ШУМ пройдёт премьера спектакля Александра Худякова «Диалоги. Справедливость». Предполагается, что постановка станет первым эпизодом «театрального сериала» на основе текстов Платона.
Новости
Дарья Борисова создаёт в Самаре «фантазийный Лондон» Диккенса
21 декабря на Большой сцене Самарского театра юного зрителя «СамАрт» пройдёт премьера мюзикла Андрея Рубцова и Алексея Франдетти «Рождественская песнь» (6+) в постановке Дарьи Борисовой. В основе спектакля — повесть Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе».