Сегодня, 11 октября, в тольяттинском театре «Дилижанс» пройдёт премьера спектакля Евгения Зимина «Борис Годунов» по одноимённой пьесе Пушкина. Перед показом в фойе театра будет открыта мемориальная доска режиссёру и педагогу Зиновию Корогодскому.
Зиновий Корогодский — легенда петербургской сцены ХХ века. На протяжении почти четверти века он возглавлял Ленинградский ТЮЗ и за это время радикально изменил представления о театре для детей, заново сформировав, по сути, это художественное явление. Также Корогодский был выдающимся педагогом, причём он не только работал со студентами — будущими актёрами и режиссёрами, — но и занимался с детьми и подростками. Позднее его ученики составили костяк созданного мастером «Театра Поколений».
Во время гастролей «Театра Поколений» в Тольятти в начале 1990-х Корогодский увидел спектакли недавно основанного самодеятельного театра «Дилижанс» и предложил их участникам поехать учиться в Петербург. Именно эта группа молодых профессионалов, получивших образование у Корогодского, определила лицо «Дилижанса».
Предстоящая премьера прямо связана с этой знаковой для театра фигурой: режиссёр Евгений Зимин — тоже ученик Корогодского (основатели «Дилижанса» не были его однокурсниками, но учились в те же годы, что и Зимин), на протяжении восьми лет он был актёром и режиссёром в «Театре Поколений». И хотя выпуск «Бориса Годунова» в тольяттинском театре приурочен, разумеется, к 225-летию со дня рождения Пушкина, для создателей постановки не менее, а, вероятно, даже более важно посвящение этой работы Зиновию Корогодскому, который тоже обращался к этой пушкинской пьесе в Ленинградском ТЮЗе. В этом году исполнилось 20 лет со дня смерти мастера.
В 18.30 в зрительском фойе «Дилижанса» будет открыта мемориальная доска Корогодскому, созданная художником-скульптором Анатолием Каштановым из обожжённого шамота (огнеупорный керамический материал) с глазурным обжигом. А в 19.00 начнётся первый показ «летописи смутного времени», как обозначили жанр постановки авторы тольяттинского «Бориса Годунова».
Евгений Зимин говорит, что ключевым для него стал ответ на вопрос о главном герое пушкинской трагедии. В его версии это народ — «и свидетель, и соучастник творящейся на его глазах истории». «Если бы Пушкин ставил своей целью изобразить борьбу за власть над Московским царством между Годуновым, Лжедмитрием и боярами, его произведение не вызывало бы такой яркий эмоциональный отклик», — добавляет режиссёр. Для того, чтобы увеличить «объём роли» пушкинскому народу, который будут играть все участники спектакля, композитор Виктор Мартынов (художественный руководитель «Дилижанса») создал для него сложную звуковую партитуру. «Мы с Виктором придумали музыкально-хоровую составляющую, — рассказывает Евгений Зимин. — Это даже не столько музыка, не столько песни, сколько шумы и хоры. С помощью звуков изображаются сплетни, колокольные перезвоны, восхваление…».
Виктор Мартынов также сыграет в «Борисе Годунове» заглавную роль. Помимо него, в спектакле заняты полтора десятка артистов, причём почти все они будут играть по несколько героев. Среди немногочисленных исключений — Никита Черных (царевич Феодор), Ирина Храмкова (Марина Мнишек) и Ксения Ворожейкина (царевна Ксения), а также Павел Зотов и Александр Кудрявкин, которые будут меняться ролями Курбского и Григория Отрепьева. Кроме перечисленных, в постановке участвуют Пётр Зубарев, Дмитрий Зарывных, Максим Никлус, Константин Федосеев, Олег Андюшкин, Екатерина Зубарева, Семён Грицаенко, Екатерина Федощук, Илиана Хитяева, Ольга Стенина и Мария Радыгина.
Вместе с Евгением Зиминым и Виктором Мартыновым над премьерой работают художник Вера Курицина, художник по свету Тарас Бортник и хореограф Маргарита Красных.