Сегодня и завтра, 17 и 18 июня, на Малой сцене МХТ имени Чехова пройдёт премьера спектакля Алексея Мизгирёва «ДАМАСОБАЧКА» по мотивам чеховского рассказа.
Создавая собственную инсценировку «Дамы с собачкой», Алексей Мизгирёв переводит «событийную» часть истории в «повествовательную»: большую часть спектакля герои рассказывают историю курортного романа психотерапевту, почти ограничивая действия переходами с место на место. Основное внимание сосредоточено на монологах и диалогах, поданных как «крупные планы», хотя камеры в постановке не используются. Тем не менее, в этом смысле кинематографический подход в спектакле с «непрерывным» актёрским существованием сохраняется.
Для кинорежиссёра Алексея Мизгирёва «ДАМАСОБАЧКА» — вторая театральная работа после «Братьев» (2013) по мотивам сценария фильма Висконти «Рокко и его братья», ставших одной из первых постановок «Гоголь-центра». В премьерном спектакле сценография, придуманная художницей Марией Мелешко, отчасти напоминает пространство «Братьев». В той постановке действие разворачивалось на приподнятом над полом квадрате «ринга», а две зрительских «трибуны» располагались друг против друга; в новом спектакле тоже есть приподнятый вытянутый подиум с углублением в центре, а зрители (крайне необычно для Малой сцены МХТ) разделены на три сектора по периметру сцены. Это решение тоже во многом «кинематографично»: каждый сектор предполагает свой ракурс, но ни один не даёт возможности увидеть всю картину целиком.
На фото — Полина Романова и Сергей Волков на репетиции спектакля «ДАМАСОБАЧКА» © Екатерина Цветкова
В спектакле заняты всего пять актёров. Гурова играет актёр Вахтанговского театра Сергей Волков, нынешней весной уже исполнивший главную роль в «Голоде» Елизаветы Бондарь на той же Малой сцене МХТ. Анну Сергеевну играет партнёрша Волкова по «Голоду» Полина Романова, жену Гурова (Мадам Гурову, как названа роль в программке) — Дарья Юрская, а фон Дидерица и Полицейского офицера — Кирилл Власов. Роль Ростислава Лаврентьева, играющего врача, в программке обозначена как «Гипнотерапевт».
Сеанс психотерапии, на который как бы приходят Гуров и Анна Сергеевна с супругами (но скорее всего — один Гуров) хотя и не имеет прямого отношения к чеховскому тексту, но, по словам режиссёра, связан с ним по двум причинам. Первая — время написания рассказа «Дама с собачкой» (1899), совпадающее со временем появления психоанализа (в том же 1899 году опубликовано, например, «Толкование сновидений» Фрейда) и, как нередко принято считать, современной психологии. Вторая — сама природа чеховских текстов: Мизгирёв отмечает, что отношение классика к человеку или, по крайней мере, к своим героям весьма жестоко, и «медицинское» препарирование их душевной и психологической организации близко к тому болезненному исследованию собственных травм и страданий, которым сегодня занимаются пациенты психотерапевтов.
Что касается изменённого названия, то, по мнению Полины Романовой, оно связано со своеобразным отношением к женщине и её положению в обществе и в семье, которые имеют отношение и к чеховскому сюжету, и к современной ситуации. Как говорит Алексей Мизгирёв, тот факт, что сегодня в обиход вошли, например, такие понятия, как «токсичность» или «абьюз», не означает, что их не было во время написания «Дамы с собачкой» — и что сам этот текст, в конечном счёте, написан не о подобных явлениях.
На фото — Сергей Волков на репетиции спектакля «ДАМАСОБАЧКА» © Екатерина Цветкова
«Для меня самый известный рассказ Чехова никогда не был историей про любовное приключение, — цитирует пресс-служба МХТ слова Алексея Мизгирёва. — За сюжетом чувствуется иная тема. Тема отчаяния. Мужчина и женщина никогда не могут быть счастливы. Человек вообще не может быть счастливым. Жизнь всегда победит. И даже сеансы психотерапии не помогут. Правда, есть и ещё одна чеховская тема — красота. Способность видеть красоту даже там, где она неочевидна. Вот где Чехов оставляет нам всем надежду…».
Над созданием лаконичной «красоты» в премьерном спектакле, помимо Марии Мелешко, работали художник по костюмам Мария Данилова, художник по свету Иван Виноградов и балетмейстер Николай Реутов. Музыку и саунд-дизайн для постановки создала группа «Р.А.Й.» — проект актёра и музыканта Петра Фёдорова и кинокомпозитора Александра Туркунова.