С 28 января по 25 марта в Центральном выставочном зале «Манеж» пройдет выставка, посвященная творчеству Сальвадора Дали, где, в том числе, будут представлены эскизы художника к театральным постановкам.
Выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство», организованная Культурно-историческим фондом «Связь времен» и Музеем Фаберже в партнерстве с фондом «Гала – Сальвадор Дали» (Фигерас) и Национальным музеем «Центр искусств королевы Софии» (Мадрид). На выставке будет представлено более 180 произведений Дали: живопись, рисунки, акварели и гравюры.
Основу экспозиции составят работы из собраний фонда «Гала – Сальвадор Дали» и Национального музея «Центр искусств королевы Софии». Также будут показаны работы из частных европейских коллекций. Выставка даст возможность проследить весь долгий творческий путь Сальвадора Дали, исследовать все этапы его развития как живописца. В экспозиции будут представлены живописные произведения, начиная с юношеских импрессионистических пейзажей 1910-х и заканчивая последними абстрактными холстами 1980-х годов. Особую значимость имеет, конечно, зрелое творчество Дали, его сюрреалистический и ядерно-мистический периоды. Они представлены на выставке известнейшими работами – «Невидимый человек» (1929–32), «Чувство скорости» (1931), «Архитектонический «Анжелюс» Милле» (1933), «Пейзаж с загадочными элементами» (1934), «Мягкий автопортрет с жареным беконом» (1941), «Ураново-атомная меланхолическая идиллия» (1945), «Дематериализация под носом Нерона» (1947), «Максимальная скорость Мадонны Рафаэля» (1954) и другими шедеврами, раскрывающими неповторимый авторский стиль Дали и принесшими ему мировую славу.
Помимо этого посетители смогут увидеть живописные работы на тему «Безумного Тристана», а также эскизы к пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта».
«Дали создавал театральные декорации и костюмы и работал с Леонидом Мясиным. По сценариям Сальвадора Дали Мясин поставил в США три «параноидальных» балета (1939 — «Вакханалия» на музыку Р. Вагнера, 1941 – «Лабиринт» на музыку Ф. Шуберта, 1944 — «Безумный Тристан» на музыку Р. Вагнера). Данные постановки были разработаны для труппы Русский балет Монте-Карло под руководством Сержа Дэнема (Сергея Ивановича Докучаева). Несколько живописных работ на тему «Безумного Тристана» будут демонстрироваться на выставке.
Перед началом Второй мировой войны Сальвадор Дали предложил Леониду Мясину поставить балет на музыку Рихарда Вагнера. За основу совместной работы была взята вакханалия из «Грота Венеры» первого действия оперы «Тангейзер». Балетмейстер писал в воспоминаниях: «Дали настаивал на том, что вагнеровская музыка для сцены в гроте Венеры никогда не устареет, что только исполнение её стало стандартным, а потому скучным, что у нас есть возможность рискнуть и подать её в совершенно новой интерпретации».
Репетиции проходили в Париже в начале войны. Вместе с Дали над эскизами костюмов работала Коко Шанель. Мясин торопил художника скорее осуществить постановку, поэтому на премьере артисты выступали в костюмах Барбары Каринской.
Также на выставке зритель увидит эскизы для «Ромео и Джульетты». К пьесе Шекспира Дали были сделаны десять оформленных иллюстраций. Издание «Ромео и Джульетты» в исполнении Сальвадора Дали была выпущено ограниченным тиражом в 999 экземпляров», – рассказали в пресс-службе проекта.
Культурно-исторический фонд «Связь времен» – некоммерческая организация, которая осуществляет проекты, направленные на возвращение в Россию утраченных культурных и исторических ценностей.
Музей Фаберже продолжает серию резонансных выставок наиболее известных и влиятельных художников XX века, в рамках которой уже состоялись показы работ Фриды Кало и Диего Риверы, Амедео Модильяни, Хаима Сутина и др.