Context. Diana Vishneva-2021 анонсировал кинопрограмму и замену зарубежного спектакля

На фото - кадр из фильма "Галантные Индии: Перезагрузка" © пресс-служба фестиваля Context. Diana Vishneva

IX Международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva стартует 29 августа и будет проходить в двух городах — Москве и Санкт-Петербурге. Частью расширенной параллельной программы станут показы четырёх документальных фильмов, подготовленные совместно с фестивалем Beat Films.

О событиях фестиваля Context. Diana Vishneva-2021, который будет проходить с 29 августа по 4 октября, журнал ТЕАТР. подробно рассказывал ранее. Напомним, основную программу составили пять названий. Два одноактных балета Алексея Мирошниченко, «Шут» и «Шахерезада», поставленные в Пермском театре оперы и балета им. П.И. Чайковского, должны были показать ещё летом 2020 года — они были частью прошлогодней фестивальной программы. После нескольких переносов определились новые даты — 3-5 сентября в Москве и 9-10 сентября в Петербурге. Также в сентябре можно будет увидеть новый спектакль известного испанского хореографа Маркоса Морау и компании La Veronal «Pasionaria». Работы Морау уже неоднократно приезжали в Россию, в том числе на фестиваль Context. Diana Vishneva в 2019 году. Третий сентябрьский спектакль основной программы смотра — «Nafs (Эго)», междисциплинарный проект Нурбека Батуллы — одного из интереснейших российских хореографов. Напомним, работа Батуллы «sak-sok» получила два специальных приза на Конкурсе молодых хореографов фестиваля Context-2020 и стала участницей целого ряда «непрофильных» смотров — в частности, в сентябре её можно будет увидеть на «Артмиграции». Ещё один из наиболее ярких представителей нового поколения хореографов в российском современном танце, отмеченный наградами Context’а, Павел Глухов, в конце августа-начале сентября представит на фестивале «хореографический монолог» «Бумажный человек».

Спектаклем открытия также должен был стать моноспектакль — посвящение Пине Бауш, созданное танцовщицей Кристианой Морганти, «Moving with Pina». Этих показов также ждали ещё с 2020 года, однако новое усиление карантинных мер вынудило организаторов вновь отложить их на неопределённое время. Вместо спектакля «Moving with Pina» в те же даты (29-30 августа в Москве и 2 сентября в Петербурге) будет показана работа эстонской компании Fine5 Dance Theatre и хореографа Рене Ныммика «FN». Художественный руководитель фестиваля Context Диана Вишнёва поясняет: «В Эстонии это одна из самых известных независимых трупп. Она очень самобытная, экспериментирует с соединением технологий и мультидисциплинарных художников. В своих работах коллектив концентрируется на исследовании движения как художественного отражения современности. На нашем фестивале ‘Fine5’ покажет постановку, отражающую эмоции и мысли артистов в период изоляции. Сегодня тема того, как художники трансформируют в творчество свои переживания из-за пандемии, одна из главных».

Что касается Пины Бауш, то она всё равно останется одной из ключевых героинь фестиваля-2021: в этом году Context. Diana Vishneva открывает новое направление — начинает издавать книги о современной хореографии, и первая из них посвящена именно Пине Бауш. Это труд социолога и теоретика танца Габриеле Кляйн. «Мы выбрали направление перевода фундаментальных и актуальных теоретических текстов по танцевальной практике и хореографии, — рассказывает Диана Вишнёва. — Первой книгой стал труд Габриэле Кляйн „Танцтеатр Пины Бауш: искусство перевода“. Она посвящена изучению Танцтеатра Вупперталь и описывает то, что, казалось бы, невозможно описать: методы работы Пины Бауш. Уверена, книга каждому раскроет новые грани глубины творчества великой Пины благодаря рассказу о культурологических связях и о том историческом контексте, в котором хореограф создавала свои работы». Книга, выпущенная совместно с издательством Individuum, должна выйти в сентябре.

Также в основной программе — новый формат, Вечер современной хореографии. В этом году он заменит в афише традиционный Конкурс молодых хореографов. Участниками Вечера станут три финалиста и победителя Конкурса разных лет: Эрнест Нургали, Анна Щеклеина и Ольга Лабовкина.

Параллельную программу смотра традиционно составят мастер-классы — в этом году их проведут, в частности, Николас Палмквист, танцовщики компании La Veronal, Нурбек Батулла, Эрнест Нургали, Анна Щеклеина и Ольга Лабовкина. К ним добавятся два новых для фестиваля формата — лаборатория по звуку и фотолаборатория. Куратором звуковой лаборатории для композиторов и постановщиков станет композитор, пианистка и театральный художник-технолог из Швейцарии Фредерик Жарабо, а фотолаборатории — известный израильский фотограф Аскаф Авраам, постоянно сотрудничающий с Охадом Нахарином и компанией «Батшева».

Кинопрограмма фестиваля Context. Diana Vishneva, которую смотр формирует совместно с Beat Films Festival, также является традиционной частью параллельной программы. В этом году показы четырёх документальных фильмов, посвящённых танцу и известным хореографам, пройдут с 13 по 26 сентября.

Вероятно, главной из четырёх является картина «Твайла Тарп: В движении». Героиня фильма Твайла Тарп — одна из культовых фигур современной хореографии, начинала как хореограф танца постмодерн и впоследствии много экспериментировала, сближая танцевальные жанры и стили: работала на телевидении и на Бродвее, сотрудничала с Милошем Форманом и Михаилом Барышниковым (последний является одним из участников фильма «Твайла Тарп: В движении»). Основная часть картины — попытка понять метод работы Тарп, наблюдая, как во время пандемии она репетирует через видеоконференцию в зуме новую постановку с балетными звёздами.

Фильм «Без барьеров» рассказывает об известном американском художнике и танцоре Билле Шенноне. Врождённое заболевание тазобедренных суставов и постоянная необходимость в костылях не помешали Шеннону стать звездой уличного танца и брейк-данс баттлов, хореографом шоу Cirque du Soleil, скейтером и создателем собственного уличного танцевального стиля.

«Галантные Индии: Перезагрузка» — фильм о парижской «танцевальной революции», весьма радикальном проекте Парижской оперы. В 2019 году видеохудожник Клеман Кожитор и хореограф Бинту Дембеле для постановки барочной оперы Рамо «Галантные Индии» пригласили три десятка танцоров хип-хопа, брейк-данса и крампа (в основном — выходцев из бывших колоний). Документальная лента прослеживает путь от первых репетиций до премьерного успеха этого оригинального спектакля.

Заключительное название кинопрограммы — «Алвин Эйли: Визионер танца». Фильм посвящён знаковой фигуре американской культуры: «афроамериканский хореограф Алвин Эйли первым вывел на сцену пластику, музыку и культуру „чёрной“ Америки и утвердил на ней чернокожих танцовщиков, — говорится в фестивальной аннотации фильма. — Его детство пришлось на времена Великой депрессии и расовой сегрегации, а в 1958-м он организовал в Нью-Йорке свою танцевальную труппу и начал создавать постановки, используя южный фольклор, джаз, блюз, спиричуэлс и госпелы». Фильм «Алвин Эйли: Визионер танца» — кинобиография режиссёра, соединяющая редкие архивные кадры и ранее неизвестные интервью с моментами живого театрального процесса: «на экране хип-хоп хореограф Ренни Харрис ставит в Американском театре Алвина Эйли спектакль о его основателе».

Расписание и подробности обо всех событиях фестиваля Context. Diana Vishneva можно найти на официальном сайте смотра.

Комментарии
Предыдущая статья
РАМТ объявил планы на сезон 2021/2022 22.08.2021
Следующая статья
23-29 августа: какими спектаклями проводить лето 22.08.2021
материалы по теме
Новости
Чеховский фестиваль — 2025 объявил программу
XVII Международный фестиваль имени Чехова опубликовал программу. На смотре, который пройдёт в Москве с 23 мая по 25 июля 2025 года, будут показаны 14 спекталей из 12 стран мира.
Новости
«Любимовка-2024» опубликовала шорт-лист
Сегодня, 25 ноября, фестиваль «Любимовка» поделился в соцсетях списком пьес, вошедших в основную программу этого года. Ознакомиться с текстами можно уже сейчас, они опубликованы на сайте «Любимовки».