21 и 22 октября в Пермском театре оперы и балета пройдёт премьера оперы Франсиса Пуленка «Человеческий голос» в постановке Дмитрия Волкострелова. Пролог и эпилог для спектакля написал по заказу театра Владимир Горлинский.
«Человеческий голос» — монодрама Жана Кокто, созданная в 1928 году и впервые поставленная в 1930-м. Возможно, этот «телефонный разговор» женщины с бывшим возлюбленным, оставившим её ради другой, — самая известная монопьеса в истории драматургии. Это связано не только с тем, что «Человеческий голос» в театре и кино играли величайшие актрисы мира, но и с популярностью одноимённой монооперы, которую на основе пьесы Кокто написал Франсис Пуленк (мировая премьера прошла в 1959 году). В версии Пермской оперы единственную роль в «Человеческом голосе» сыграет Надежда Павлова.
Композитор Владимир Горлинский рассказывает: «„Человеческий голос“ абсолютно самодостаточен по форме и как будто не нуждается в каких-то внешних надстройках. Именно это помогло мне найти наиболее, кажется, подходящую стратегию взаимодействия с первоисточником — остранение, взгляд со стороны. В опере Пуленка сквозит неприкрытая драма — из сегодняшнего дня было интересно отступить на несколько шагов назад, чтобы попытаться увидеть различные её проекции. При этом в моей партитуре нет прямых цитат из музыки Пуленка — в прологе и эпилоге я словно бы накидываю на неё собственную смысловую сеть. Мы попадаем на территорию „Человеческого голоса“ через неожиданные двери, исследуем её нехоженые тропы».
Дмитрий Волкострелов в постановке «рифмует», как сказано в релизе, «Человеческий голос» с другой знаменитой монодрамой — «Концертом по заявкам» (1972) Франца Ксавера Крёца, состоящим только из ремарок, описывающих действия героини. Музыкальный руководитель спектакля, дирижёр Владимир Ткаченко рассказывает: «„Человеческий голос“ принято называть монооперой — и это не совсем верно: партитура Франсиса Пуленка написана так, что оркестр становится полноправным участником драмы. Композитор закрепляет за ним сразу несколько ролей: это и невидимый собеседник главной героини — тот самый, что до конца спектакля остаётся по ту сторону телефонного провода, и её альтер эго, и чуткий комментатор действия. Оркестр создаёт пространство оперы Пуленка со всем его психологическим, эмоциональным многообразием — в диапазоне от бытового до трагического. Когда в „Человеческом голосе“ на сцену выходит Надежда Павлова, то между сценой, оркестровой ямой и зрительным залом образуется такой сгусток энергии, что, кажется, ещё чуть-чуть — и он разнесёт всё вокруг в клочья».
Дмитрий Волкострелов, впервые выпускающий спектакль в Пермской опере, работает над премьерой не только как режиссёр, но и как сценограф. Также в постановочной группе — художник по костюмам Сергей Илларионов, художник по свету Алексей Хорошев, художник по видео Игорь Домашкевич.