16 мая в московском кинотеатре «КАРО Октябрь» пройдёт показ спектакля-фильма «Дорога на Чаттанугу» и встреча с Анатолием Васильевым.
К 40-летию легендарного спектакля Анатолия Васильева «Взрослая дочь молодого человека» проект «КАРО. Арт» покажет его киноверсию — фильм «Дорога на Чаттанугу». Васильев подчёркивает, что картина, режиссёром которой был он сам, изначально задумывалась и снималась как фильм, а не «документация» спектакля: по мнению мастера, второй вариант имеет смысл как внутреннее явление театрального процесса, рабочий материал для профессионалов — или, в крайнем случае, как средство «просвещения культурой», но не имеет самостоятельной художественной ценности и никак не может быть адекватно «живому» спектаклю.
Однако «Дорога на Чаттанугу», состоящая из первого акта спектакля, кульминационной сцены второго действия, а также специально снятого вступления и финала. Вступление, которое Васильев определяет как «пост-док», — разговоры-монологи реальных стиляг, едущих в машине из центра Москвы к Долгопрудненскому кладбищу, где похоронен игравший в спектакле актёр Юрий Гребенщиков (об этом оставленном для себя и не очевидном «знаке» режиссёр рассказал в интервью, опубликованном порталом «Ваш досуг»). Финал — фотографии-карикатуры на стиляг из «Крокодила». А сами съёмки — спектакль, снятый его создателем как фильм, — проходили в павильоне центрального телевидения.
Напомним, премьера спектакля «Взрослая дочь молодого человека» по одноимённой пьесе Виктора Славкина состоялась в 1979 году на сцене Московского драматического театра им. К.С. Станиславского и, по мнению многих критиков и театроведов, не просто стала знаковым событием в театральной жизни страны, но и определила радикальную смену вех в её дальнейшем развитии. Постановка Анатолия Васильева имела и феноменальный успех у зрителей — в конечном счёте, во многом изменив их взгляд на искусство и повлияв на процесс переосмысления окружающей действительности. Сам Васильев многократно подчёркивал, что сила воздействия «Взрослой дочери…» заключалась в том, что социальный и политический протест спектакля был выражен прежде всего «инструментом эстетическим». В создании самобытного художественного явления, ставшего культовым в крайне широких кругах, принимали деятельное участие художник Игорь Попов и драматург Виктор Славкин (он работал с Васильевым и над киноверсией), а также занятые в спектакле актёры — Юрий Гребенщиков, Эммануил Виторган, Лидия Савченко и Альберт Филозов, сыгравший главную роль.
Вместе с показом «Дороги на Чаттанугу» в «Октябре» пройдёт встреча с Анатолием Васильевым, «приглашение» которого опубликовано на сайте кинотеатра: «Эй, стиляги! Никого не осталось. Эй, бывшие стиляги! Никого. Эй! Все, кто с нами до Чаттануги, садитесь на поезд, поехали! Чух-чух-чух… Сорок лет прошло как сорок дней, чуваки! Короче, мы празднуем вместе с „Октябрем“ в середине мая сорокалетие со дня премьеры „Взрослой дочери молодого человека“ Виктора Славкина! Первая открытая генеральная репетиция состоялась 24-го апреля 1979 года на сцене Драматического театра им. Станиславского».