Данил Чащин репетирует на Таганке первую московскую версию “Горки”

На фото - режиссёр Данил Чащин © Фрол Подлесный

На «конкурсе конкурсов», фестивале «Кульминация», «Горка» Алексея Житковского была признана лучшей пьесой прошлого года. Первую постановку лучшей пьесы в Москве представят в новом сезоне.

Напомним, главная героиня «Горки» — молодая воспитательница детского сада, которая сталкивается с действительностью столь же абсурдной, сколь и привычной, а в остроумном драматургическом тексте находится место высокому и низкому в буквальном смысле: родительские чаты в Viber’е, повседневная агрессия и отчаяние соединяются здесь со стилизованной восточной поэзией, экзистенциалистским противостоянием однообразному мороку жизни и острым чувством потребности как в героизме, так и в любви (более того, по мнению Павла Руднева, «пьеса нижневартовского автора написана в жанре страстотерпия, жития»).

Режиссёр Данил Чащин рассказал журналу ТЕАТР. о том, почему именно «Горка» привлекла его внимание при выборе материала для спектакля на Таганке: «„Горка“ Алексея Житковского, на мой взгляд, среди последних современных пьес стоит особняком. Многие хотят её поставить, но в Москве первым её поставит Театр на Таганке. Как только я прочитал „Горку“, тут же написал Лёше: „Стой на месте, не двигайся, я хочу ставить твою пьесу“. Премьера будет в начале следующего сезона. Для меня это история про ежедневный подвиг маленького человека, который работает с маленькими людьми и делает большое дело.

На вопрос, почему я выбрал именно эту пьесу, у меня нет какого-то „красивого“ ответа. Она мне действительно просто понравилась — в ней интересные персонажи, интересна сама история, с ней хочется разбираться. Я выбираю материал, отвечая себе на вопрос: „Хочу ли я его ещё раз перечитать?“ — когда я работаю над спектаклем, два-три месяца мне нужно перечитывать пьесу каждый день. Ну, это как с человеком — ты выбираешь, сможешь ли с этим человеком прожить какой-то отрезок своей жизни, готов ли ты с ним, например, поехать в отпуск… Вот так же я выбираю и текст: готов ли я долгое время с ним прожить?

„Горка“ хороша ещё тем, что в ней есть юмор. Он рождается от того, что всё очень знакомо и узнаваемы ситуации. И вообще она хорошо сделана — есть внятный сюжет, событийный ряд, объёмные персонажи, там есть что играть. Это очень театральная пьеса. И очень актёрская — в ней может проявиться актёр. В спектакле занято около пятнадцати артистов, а главную роль будет исполнять Юлия Куварзина. Мы много смеёмся на репетициях, много кто из участников предлагает что-то своё…».

Рассказал журналу ТЕАТР. Данил Чащин и о том, какие ощущения у него от работы в сегодняшнем Театре на Таганке: «Мне хорошо работается в Театре на Таганке, у меня хороший контакт с артистами, с руководством, я делаю всё, что хочу, и мне тут комфортно. Я понимаю, что сейчас тут строится новый театр, новый репертуар. То, что делает директор Таганки Ирина Викторовна Апексимова, мне нравится — она приглашает молодых, современных, ярких, интересных режиссёров, и они делают тут то, что считают нужным и важным. Я, конечно, ощущаю ответственность, потому что эти стены видели великие спектакли: понятно, что я ставлю на сцене, на которой играли Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Алла Демидова, — но, тем не менее, я понимаю, что сейчас театр перехватил эстафету от того времени и уже бежит с этой палочкой вперёд. Мне кажется, правильная задача в эстафете — когда ты уже схватил палочку, то беги и не оглядывайся. Твоя цель всё-таки бежать вперёд, а не смотреть назад. Если мы будем смотреть назад, то просто врежемся во что-то или убежим с правильной дороги».

Напомним, Данил Чащин — режиссёр, окончил Тюменскую академию культуры, искусств и социальных технологий (кафедра режиссуры, мастерская Марины Жабровец), а позднее — магистратуру Школы-студии МХАТ при ЦИМе. В числе постановок — «Киборг, I love you» (Прокопьевский драматический театр), «В чаще», «Альма и Брут», «Жена гения» (Центр имени Вс. Мейерхольда), «Пацанские рассказы» (Канский драматический театр), «Лёха…», «Мальва» (МХТ им. А.П. Чехова), «Убийца» (Челябинский драматический театр), «Молодость» (Тюменский драматический театр). Среди недавних премьер — «доХХХод» в Саратовском драматическом театре им. И.А. Слонова, «Смерть и чипсы» в московской «Практике», «Номер 6» в Челябинском драматическом театре им. Н. Орлова. В Няганском ТЮЗе совместно с Сергеем Чеховым поставил спектакль «Я есть», ставший обладателем главного приза («Лучший спектакль») на фестивале «Маленький сложный человек». За спектакль «Молодость» номинирован на «Золотую маску» этого года.

Алексей Житковский — драматург, сценарист, режиссёр. Многократный участник и лауреат разнообразных драматургических фестивалей и конкурсов («Любимовка», «Евразия», «Действующие лица», «Первая читка» и другие). Лауреат объединённого конкурса драматургии «Кульминация» — «Горка» была признана пьесой 2018 года в России. Среди постановок по пьесам Алексей Житковского — спектакль Александра Вахова «Мизантроп» в екатеринбургском ЦСД и проект Театра.doc в рамках фестиваля «Охота за реальностью» 2017 года «Лета.doc» (в основе — документальная пьеса Житковского, посвящённая памяти жертв политических репрессий).

Комментарии
Предыдущая статья
Марина Давыдова об «Исследовании ужаса» Бориса Павловича в «Квартире» 05.04.2019
Следующая статья
Все о моей маме: в «Гоголь-центре» вырастили «Орхидею» 05.04.2019
материалы по теме
Новости
Шахмардан и Дурненков создают в Финляндии «Предзнаменования»
23 ноября на Малой сцене Городского театра Лаппеенранты (Финляндия) пройдёт премьера спектакля Камрана Шахмардана по тексту Михаила Дурненкова «Предзнаменования» («Ennusmerkkejä»). Постановка — совместный проект Городского театра и возглавляемого Шахмарданом Black & White Theater. 
Новости
Fulcro и актриса Марина Шойф выпускают в Израиле автофикшн о саморазрушении
Сегодня и завтра, 20 и 21 ноября, в центре Сюзанн Деляль в Тель-Авиве театр Fulcro играет премьеру спектакля Даши Шаминой «No Name» по пьесе Ксюши Ярош. Это моноспектакль израильской звезды Марины Шойф, чья личная история и легла в основу постановки.