Быть реалистом и хотеть невозможного

В Театре.doc показали спектакль «Топливо», поставленный Семеном Александровским в питерском Pop-UP Театре и основанный на интервью Евгения Казачкова с основателем компании ABBYY Давидом Яном.

Несколько лет назад в театре «Практика» придумали проект Человек.doc — серию документальных спектаклей о конкретных людях — тех, кого авторы затеи готовы были назвать героями нашего времени. До дня сегодняшнего дожил лишь один спектакль — «Игра на барабанах» про Олега Кулика. Тонкое театральное исследование персоны художника: актер Антон Кукушкин, то взглядывая на своего героя со стороны, то примеряя на себя его образ мыслей, вел зрителя по извилистому пути поиска смысла жизни. Драматургом «Игры на барабанах» был Евгений Казачков.
Его пьеса «Топливо» задумывалась как продолжение того театрального проекта. Но текст, сконструированный из долгих разговоров драматурга с Давидом Яном, не пропал даром: пару месяцев назад режиссер Семен Александровский выпустил в Петербурге премьеру, которой и открылось независимое театральное объединение POP-UP театр.
Может быть, Давида Яна знают не все, а между тем, повседневная жизнь без его разработок была бы несколько иной. Выпускник знаменитого Физтеха, инициатор первых российских флешмобов, программист, придумавший электронные словари Lingvo и программу для сканирования и распознавания документов FineReader, Ян — один из тех, кто последовательно и упрямо меняет облик мира.
Документальный театр, в центре которого феномен конкретного человека, обладает особой оптикой: погружаясь, казалось бы, в детали индивидуальной жизни, он находит в частном — общее, в отдельных фактах — закономерности. В отказе от первоначально заданных обобщений, от замаха на глобальное исследование той или иной вечной (или, наоборот, злободневной) проблемы, есть определенного рода честность: такой театр выращивает себя и свою тему из конкретной, вскрытой им фактуры.
Спектакль Семена Александровского улавливает исследовательскую природу этого текста: его «Топливо» по своей форме, по манере существования актера Максима Фомина напоминает лекцию или, точнее, некий мастер-класс, цель которого — демонстрация важности процесса, а не результата. Кажется, что эта мозаика мыслей и примеров из жизни складывается в ясную картину здесь и сейчас, на твоих глазах. Отказываясь от игровой природы театра, от «разыгрывания» той или иной ситуации, от персонажа как такового, спектакль приглашает зрителя к совместному думанью. Речь актера Максима Фомина, отливающаяся в как будто подбираемые на наших глазах формулировки, структурируется в отдельные главки. Название каждой высвечивается на экране. Одиннадцать частей пьесы складываются, казалось бы, в историю успеха. Но здесь кроется главная обманка: спектакль, выстроенный как презентация успешного кейса, на самом деле — о том, как выкристаллизовываются основы жизни, о поиске смысла жизни, он же — источника энергии существования героя. Из этих историй: о поступлении на Физтех вопреки бдительному первому отделу, недовольному китайской фамилией; о первом разочаровании, когда долгожданный успех не принес эйфории; о сумасшедшей студенческой авантюре с первым электронным словарем, складывается ясная картина мира, в которой настоящая мотивация — только в большой, сумасшедшей идее. В идее бессмертия, в желании помочь миру стать лучше. Абсурдным образом все устроено так, что именно абстрактное — это и есть наиболее конкретное. Ведь не зря большая наука всегда была тесно связана с философией, с идеями устройства Вселенной.
Невозможное возможно: на экране появляется альтер-эго рассказчика, отвоевывает себя фрагменты текста, жестикулирует, оценивая речи своего двойника. В какой-то момент рассказчиков уже трое, в другом эпизоде в речь лектора вклиниваются слова, звучащие откуда-то сверху, потом он сам вставляет лишь отдельные реплики в рассказ неизвестного. О «компрено», переводчике будущего, рассказывает русскоязычный голосовой движок: несколько лет назад такое невозможно было себе представить…
Расщепление текста визуализирует изобретательскую дерзость Яна: как будто проекты, только рождающиеся в его голове, уже существуют в реальности, и в этом смысле «Топливо» с его идеей первенства мысли над реализацией — мужественно-романтический спектакль.
Рассказ Яна несколько раз прерывается видео: залу показывают отрывки из российских флешмобов 2000-х годов. В том, как разбросаны эти, вроде бы, интермедии — неумолимая логика: флешмобы, философия которых основана на иррациональном, беспричинном действии, искажающем устоявшееся восприятие окружающей реальности, возникают в биографии героя тогда, когда речь идет о важнейших жизненных выборах, о развилках, об ощущении внезапно разверзшейся пропасти.
В прошлом сезоне Семен Александровский поставил в театре «Старый дом» спектакль о новосибирском Академгородке. Речь в нем не столько о конкретных ученых, сколько о большой идее — об утопиях и мечтах, которые движут мир. «Топливо» существует в диалоге с новосибирским спектаклем. Во флешмобе, как и в безумных идеях научить все человечество понимать языки друг друга — та ж вера в возможность изменить мир, та же завороженность безграничной свободой.

 

Комментарии
Предыдущая статья
Теплый товар снова в ходу 16.11.2015
Следующая статья
Власть тьмы: обратная сторона пасторали 16.11.2015
материалы по теме
Блог
Тайны магрибского двора
В конце октября после двухлетнего ремонта открылась основная сцена Красноярского ТЮЗа. На открытии показали  премьеру в постановке главного художника театра Даниила Ахмедова «Аладдин. Сын портного». О спектакле — Анна Шалунова.
Блог
Последняя сказка Уила
В Самарском ТЮЗе, он же СамАрт, прошла премьера спектакля «Буря» в постановке Мурата Абулкатинова. Из всех пьес Шекспира режиссер выбрал самую противоречивую и бурную, с множеством вопросов, на которые сложно найти ответы.