Сегодня, 22 мая, 16:00 по самарскому (15:00 по московскому) времени Самарский театр юного зрителя “СамАрт” проведёт трансляцию спектакля “Сторожевая собачка”.
Премьера “Сторожевой собачки” прошла в 2014 году (тогда же была сделана и запись). Спектакль стал участником второго “Детского Weekend’а” – внеконкурсной программы Российской национальной театральной премии и фестиваля “Золотая Маска”, – в рамках которого был показан в Москве и стал одним из самых заметных событий в театре для детей и подростков.
“Сторожевая собачка” (номинальная возрастная планка – “12+”) поставлена по пьесе современного голландского драматурга Пера Виттенболса – эскиз спектакля Беркович, ещё будучи студенткой Школы-студии МХАТ, представила на лаборатории “Молодая режиссура” в 2012 году. Любопытно, что эскиз 2012 года многие сочли фактически готовым спектаклем, однако и в 2014, и в 2015 “Сторожевая собачка” оставалась почти радикальным для детского и подросткового театра опытом.
Герои “Сторожевой собачки” – две девочки, мама которых после смерти их отца не встаёт с постели в течение года, и мальчик, который для школы готовит доклад о смерти и потому задаёт сёстрам неожиданные и “неуместные” вопросы. Если сегодня на территории детской литературы (прежде всего, переводной) и театра (где всё чаще ставят прозаические тексты) разговор с детьми и подростками на сложные, болезненные, “неудобные” темы постепенно становится нормой и вырабатывается художественный язык для ведения этого разговора, то в 2014-15 годы полная вопросов “Сторожевая собачка” стала одним из первых подобных опытов.
При этом по форме Беркович решила спектакль через подчёркнутое остранение, театральную условность – и гендерный перевёртыш (девочек играют актёры, мальчика – актриса), – что в итоге создало пространство для парадоксального (и в целом отнюдь не “чёрного”) юмора, а кроме того, по мнению многих критиков, задало точные “правила игры” и в этическом, и в эстетическом смысле.
О “Сторожевой собачке” как о значимом событии говорили многие профессионалы театра и театральные критики, а зрители – как взрослые, так и целевая аудитория спектакля – отмечали его “психотерапевтический эффект”. “…никто не ругался, критики улыбались, дети в зале не плакали и не становились заиками, родители не писали доносы, что мы бедным деткам рассказываем о смерти и вообще на сцене бородатые женщины в мини-юбках… Даже с артистами на выпуске мы ни разу не поссорились. Как-то хорошо всё вышло, в смысле без страданий”, – рассказывала Женя Беркович перед московскими показами о том, как прошла самарская премьера.
Художник спектакля – постоянный соавтор Беркович Ксения Сорокина.
Трансляция пройдёт на YouTube-канале театра “СамАрт”.