Премьера спектакля «Телёнок Золотой. Бендериада» пройдёт в Норильском Заполярном театре драмы им. Вл. Маяковского 6 и 7 марта.
Два года назад главный режиссёр Государственного русского драматического театра Удмуртии (Ижевск) Яков Ломкин уже поставил там спектакль «12 стульев» по первой книге культовой дилогии. Спектакль в жанре «авантюра с антрактом» задумывался как яркое действие, погружающее зрителя в «мир лицедейства». Концепция спектакля в Норильском Заполярном театре — совсем другая, что во многом спровоцировано книгой. Хотя в случае с норильским спектаклем отношения с первоисточником иные: специально для Заполярного театра инсценировку «Золотого телёнка» написал драматург Андрей Иванов (автор пьес «Это всё она», «С училища» и других). При этом постановочная команда «12 стульев» почти в полном составе работает и над «Телёнком Золотым»: художник-постановщик Акинф Белов, художник по костюмам Александра Борк и композитор Ричардас Норвила.
В «Телёнке Золотом» действие, центральной темой которого станет переосмысление зрелым Бендером пройденного пути, начинается на румынской границе, а развитие сюжета становится нелинейным: «Шоры эгоцентризма мешают герою остановить свое внимание на любви, на дружбе, на каких-то важных человеческих ценностях. И он это осознаёт…» — поясняет режиссёр Яков Ломкин. «Это второй и более сложный роман Ильфа и Петрова, — рассказывает он «Таймырскому телеграфу». — Если „Двенадцать стульев“ можно сравнить с фейерверком, брызгами шампанского, то „Золотой телёнок“ — настоявшееся вино с более глубоким вкусом. У Остапа в первом романе нет никаких психофизических проблем. Он один и тот же от начала до конца книги». В итоге в «Телёнке Золотом» будут два Остапа — старшего играет Сергей Ребрий, молодого — Александр Герасимчев.
Отдельного упоминания заслуживает музыка, о которой композитор Ричардас Норвила рассказывает так: «…традиционные индустриальные звуки деревообрабатывающих станков и инструментов превращены мною в атмосферы, близкие по своей структуре к русской симфонической музыке ХIX века… Воображаемый образ происходящего был бы таков: Римский-Корсаков живёт в наши дни, он прекрасно знаком с наследием итальянских футуристов начала прошлого века, а также с творчеством современной американской группы Nine Inch Nails (NIN) — вполне возможно, что он сочинил бы то, что вы услышите в спектакле. Стоит отметить, что мы вместе с режиссёром спектакля Яковом Ломкиным отправились на записи индустриальных звуков в театральные мастерские московского „Сатирикона“ [Ломкин является актёром и режиссёром этого театра]. Таким образом в музыке содержится и аспект тайны пространства театра, красок и запаха дерева, которые в руках мастеров становятся волшебным пейзажем и местом для игры… Таинственный диалог Московского „Сатирикона“ и Норильского Заполярного Театра Драмы на языке сценической музыки — вот что можно будет услышать!
Из фотографий актёров, играющих главные роли, я извлеку ноты и аранжирую их для традиционных музыкальных форм — оркестра, струнного квартета и фортепиано. Лицо Зоси в спектакле заговорит сонатой для фортепиано, внутренний конфликт Корейко зазвучит диалогом струнных. Драму жизни Бендера мы услышим звуками симфонического оркестра. Лицо каждого из нас — уникально! Таковой будет и музыка, полученная из фото актёров. Замечу — трансформация изображения в гармонический и мелодический ряды — это уникальная техника композиции, над совершенствованием которой я работаю последние двадцать лет».