Вслед за фестивалем Яна Фабра БДТ представил еще одну персональную «программу современного искусства», которую худрук театра Андрей Могучий объявил Вторым сезоном Фанерного театра. Ее героем стал Анатолий Васильев — гуру и живая легенда отечественного театра. Фестиваль продлится с 29 января по 15 февраля.
Затактом фестиваля стал мастер-класс Анатолия Васильева для профессионалов — закрытая встреча со студентами курса Андрея Могучего, артистами из труппы БДТ и молодыми петербургскими режиссерами, разговоры о театральной «кухне», настолько конкретные и выверенным по сути, что уже на следующий день цитаты «из Васильева» разлетелись по театральному Петербургу в формате афоризмов.
Структурно фестиваль складывается вокруг единственного спектакля Анатолия Васильева, живущего в сегодняшней театральной реальности (остальные сохранились только в воспоминаниях очевидцев или, в лучшем случае, на видео) — это «Старик и море» по повести Хемингуэя, спродюсированный Чеховским фестивалем. Поставленный в 2017 году к 100-летию Юрия Петровича Любимова и посвященный памяти создателя Театра на Таганке, которого Васильев относит к «величайшим фигурам культуры, которые не исчезают из нее со смертью», спектакль этот является результатом сотворчества трех больших художников: самого Анатолия Васильева, одной из ключевых любимовских актрис Аллы Демидовой и композитора Владимира Мартынова, многолетнего соавтора Васильева. Форма спектакля — новый эстетический опыт Анатолия Васильева, смысл которого — в одновременном полифоническом сосуществовании трех самостоятельных произведений, сплавленных в единый образ: музыки, текста и перформанса, воссоздающего жизнь неба, океана и его обитателей (художником выступил сам Васильев). Ну а выбор текста — понятен: образ человека, мастера своего дела, который и не сдался, но и не смог победить стихию, рифмуется с судьбой Любимова. «Никто не мог и предположить в 60-е, когда Любимов создавал Таганку, что он будет заканчивать свою жизнь так трагически, на обочине российского театра», — произнес Васильев на презентации фестиваля. И добавил: «Когда мне в 2011-м году предлагали вернуться на Сретенку, я отказался, но сказал чиновникам, что нужно вернуть Любимова на Таганку. И пусть он сам выберет, кого из актеров он с собой позовет, а кого — нет. Но мне тогда ответили: «Это не Ваше дело». Петербургская премьера спектакля «Старик и море», пройдет 31 января и 1 февраля на большой сцене БДТ.
А первой художественной акцией фестиваля станет концерт композитора Владимира Мартынова «Машина воспоминаний» 29 января в Каменноостровском театре (Вторая сцена БДТ) и презентация его книги «Это чудесный мир, не правда ли? Письма из Петраково» (изд-во «Классика-XXI», 2019). Участниками концерта, кроме самого Мартынова (рояль), окажутся Владимир Волков (контрабас), Мария Федотова (флейта), Алина Михайлова (перформер, хореограф). Мартынов — не просто автор музыки, которая звучит в спектакле «Старик и море», он создал с Васильевым еще четыре спектакля. Причем, к примеру, знаменитая театральная мистерия «Плач Иеремии» — что Васильев особо подчеркнул на встрече с журналистами — это музыкальное произведение, которое было создано отдельно и лишь затем поставлено как спектакль в Школе драматического искусства. Это не говоря уже о том, что Мартынов и сам по себе — живой классик, создатель музыки более чем к 50 кинофильмам, в частности, к «Холодному лету 53 года» Прошкина и «Острову» Лунгина.
Фильм «Осел» впервые в истории БДТ превратит большой зал театра в кинозал. Это случится вечером 3 февраля. «Осел» — первая полнометражная неигровая картина Анатолия Васильева. Съемки проходили в Италии. Сюжет картины сложен из 10 новелл, в которых осел по кличке Пиранделло становится объектом философских, библейских и мифологических ассоциаций. После показа режиссер встретится со зрителями.
Также в программе фестиваля — встреча с Натальей Исаевой, историком театра и философии, индологом, санскритологом, доктором исторических наук, переводчиком третьей по счету книги, выпущенной фондом Анатолия Васильева: «Театр и его двойник» Антонена Арто. Наталья Исаева, в данный момент проживающая в Париже, расскажет читающей публике, почему ей показался необходимым новый перевод знаменитого театрального труда, а также поделится размышлениями о влиянии идей Арто на театр XXIвека. Встречу проведет историк театра Николай Песочинский. Встреча «Чёрное солнце: энергетический двойник Антонена Арто» пройдет в зрительском буфете БДТ днем 1 февраля. А 2 и 4 февраля запланированы еще и две лекции Исаевой — соответственно «Плотность формы и энергия духа: Ребро на столе» (современный западный театр — Касторф, Лидделл, Митчелл» и «Двойное зеркало: Кашмирский шиваизм и его отражение в театральной эстетике».
Непосредственно в Фанерном театре (то есть, на крошечной сцене, которая умещается в «носике», зависающем над партером БДТ на уровне 1 яруса) будет сыграно два спектакля московского театра «Тень» Майи Краснопольской и Ильи Эпельбаума, которые Васильев не ставил, но к которым имеет некоторое отношение. Спектакль «Театр воображения. Антология №1» (13 февраля), идея которого принадлежит Эпельбауму и Васильеву, — это воображаемые спектакли реальных режиссеров (Ильи Эпельбаума, Александра Бакши, Анатолия Васильева и Тонино Гуэрры). А в спектакле, действие которого происходит в спичечных коробках — «Апокалипсис» (14 февраля) — голос Васильева звучит наряду с голосами других выдающихся деятелей мирового театра: Станиславского, Мейерхольда, Таирова, Михаила Чехова, Алисы Коонен, Ивана Москвина, Василия Качалова, Льва Толстого, Набокова, Маяковского, Смоктуновского, Петра Фоменко и многих других.
Также в Фанерном театре пройдут события программы Первого сезона. 4 февраля прозвучит «Архитектон Тета» — произведение, сочиненное специально для этой конструкции композитором Борисом Филановским. Автор определил его жанр как «звуковая скульптура для ансамбля, хора и слушателей в движении». Музыканты ансамбля современной музыки eNsemble разместятся прямо внутри театра, а зрителям будет предложено перемещаться вдоль конструкции на разных уровнях. А 11 и 12 февраля в «носике» артист Андрей Феськов сыграет спектакль Яна Фабра «Ночной писатель», созданный на основе откровенных дневниковых записей экстравагантного бельгийского художника и режиссера.
Подробности программы, а также время показов ищите на сайте БДТ.