С 29 августа по 15 сентября в Швейцарии в 43-й раз пройдёт фестиваль La Bâtie, объединяющий музыку, танец и театр.
Отметим, что в этом году театральная составляющая программы стала едва ли не основной. При этом в фокусе внимания организаторов и участников не столько остросовременные проблемы и злободневные темы, сколько углубление в культуру (преимущественно, но не исключительно — европейскую), попытка провести ревизию, переосмыслить и перевести на современный театральный язык наследие самых разных эпох — от Средневековья до ХХ века.
В театральной программе — несколько хорошо знакомых российскому зрителю имён и названий. В частности, на фестивале будет показана недавняя премьера Штефана Кэги и Rimini Protokoll «Бабушка. Тромбоны из Гаваны» (четыре внука кубинских революционеров путешествуют сквозь времена и поколения к 1950-м). Также La Bâtie представит фильм Жерома Беля «Ретроспектива», которым хореограф подводит своеобразные итоги проделанной работы: картина состоит из 18 фрагментов спектаклей Беля, идущих в хронологической последовательности, — от провокативного «Жерома Беля» (1995) до спектакля «Гала», которым открывался прошлогодний фестиваль La Bâtie (а ранее был показан в Москве на фестивале NET). Кроме того, Даниэле Финци Паска представит свою интерпретацию оперы Филипа Гласса и Роберта Уилсона «Эйнштейн на пляже» — этим спектаклем откроется новый сезон Большого театра Женевы.
Будет на фестивале представлено и совсем другое произведение Филипа Гласса — камерная опера «В исправительной колонии» по одноимённому рассказу Кафки станет видео-музыкальной инсталляцией с участием двух вокалистов и струнного квинтета (режиссёр Клара Понс).
Спектаклем открытия станет работа Важди Муавада — «Все птицы» по собственной пьесе режиссёра, четырёхчасовой опус на четырёх языках о встрече двух культур, религий и цивилизаций в частной жизни двух героев и вокруг них.
Также в программе — «мобильная опера» «Нарцисс и Эхо» Давида Мартона (работы этого режиссёра несколько раз привозил в Москву Чеховский фестиваль), где пять участников — одновременно актёры, певцы и музыканты, а барочная музыка соединяется со звуками «диджитал-жизни». Недавний лауреат Европейской театральной премии, молодой режиссёр Жюльен Госселин из своего девятичасового авиньонского сочинения по текстам современного американского автора Дона Делилло выбрал часовой фрагмент, который в рамках La Bâtie будет сыгран как отдельный спектакль «Серп и Молот».
Среди экспериментальных работ — перформанс норвежской художницы Метте Эдвардсен «Time has fallen asleep in the afternoon sunshine», вдохновлённый идеей «451 по Фаренгейту» Брэдбери. Шесть участников перформанса становятся «живыми книгами»: выучив наизусть тексты Руссо, Дюрас, Кундеры, а также «Маленького принца», «Доктора Фауста» Марло и другие, они бродят по библиотечным пространствам, где каждого из них может остановить и «прочитать» зритель. Отметим, что камерных и даже обращённых к отдельному или единственному зрителю работ в программе фестиваля много, причём относятся они к весьма разным жанрам.