5 и 6 сентября московский Центр им. Вс. Мейерхольда открывает сезон премьерой – спектаклем «Июльансамбля» по пьесе Михаила Дурненкова.
Режиссёр спектакля Талгат Баталов рассказал журналу ТЕАТР. о том, как возник спектакль и что в нём важно участникам: «Эта пьеса была очень мне интересна, и я давно хотел поработать с Мишей, с его текстом. Я предлагал этот текст, в числе других, в театры. А однажды утром зазвонил телефон и раздался голос [Виктора] Рыжакова: «Коллега, вы «Хиппи» Дурненкова читали?» – «Да, читал, и мне текст очень интересен» – «Вот и поставьте у нас с «Июлем»». С того зимнего звонка и началась эта работа. У актёров, занятых в спектакле, возраст промежуточный в сравнении с их героями: героям в пьесе 17 и 34, «Июльансамбль», в основном, 1994-го и 1995-го года рождения, то есть где-то посередине. Я думаю, для них работа с этими смыслами очень важна: что я выбираю? Быть в системе или быть одиночкой? Что я выбираю в театре – поиск и познание себя или стабильную зарплату и покой? Они все сейчас как раз на пороге принятия для себя этих важных решений. Надеюсь, что эта наша работа поможет им.
Если мы возьмем понятие ТРИП буквально из словаря, то «трип – это изменённое состояние сознания, характеризуемое отличным от типичного восприятием и интенсивным процессом осознания». Вот и герои этой истории – советские хиппи – отличались от большинства советского населения другим типом мышления, они хотели осознавать процессы бытия, хотели заглянуть за грань, за грань не только железного занавеса, но и восприятия действительности. Наши герои – по сути, дети, которые противостоят в своем героическом трипе миру взрослых. Противостоят ментам, родителям, работникам КГБ, совсем как сейчас подростки на митингах дают отпор ОМОНу, бросаются в отчаянии с палкой в руках на неинтересный, испорченный продажными взрослыми мир, чтобы его, этого мира, в таком виде не было. Они устали от мира, который мы им предлагаем.
Термин «психоделический» происходит от двух греческих слов: ψυχή (психи — дух, душа) и δήλος (дилос — проявляющий). Буквальное значение термина — проявляющий дух. Поэтому это такая психоделическая поэма о героических хиппи, у которых из оружия только одна даосская флейта, в которой нет отверстий для извлечения звука, на которой (далее цитата) «П…ц, даже невозможно играть». Но, как известно, Советский Союз был разрушен не ракетами, а гитарами. Хватит ли им духа сопротивляться? Об этом наш спектакль.
Жанр спектакля мы для себя не определяли (думаю, это не очень актуальное на сегодняшний день понятие), но Мишино обозначение – «героическая поэма» – нас очень вдохновляет. Мы с художником Наташей Черновой придумали, как мне кажется, «тождественное» тексту (и очень необычное визуально) решение, и вся команда тут очень круто себя проявила: интересные решения предложил видеохудожник Дима Соболев, нереально крутая, вдохновляющая меня музыка моего друга детства, композитора Виталика Аминова, божественный свет Нарека Туманяна… Падме хум, товарищи».
В спектакле заняты актёры «Июльансамбля» Артём Дубра, Алексей Каманин, Мария Милешкина, Сергей Новосад, Ирина Обручкова и Никита Юськов, а также Валентин Самохин и Дмитрий Уросов.
Напомним, пьеса Михаила Дурненкова «Как эстонские хиппи разрушили Советский Союз» – история шести героев 16-20 лет, которые «в канун 1973 года» отправляются в смелый трип (во всех смыслах слова). Постепенно каждый из них перестаёт быть частью общности, становясь самим собой, определяя свои новые («взрослые») приоритеты. Однако в 1990-м году, когда героям за 30, они вспоминают и переосмысляют проделанный путь. Пьеса, основанная на документальных свидетельствах реальных эстонских хиппи (в числе которых – театральный куратор Олег Лоевский), написана по заказу театра «Угала» из эстонского города Вильянди.