21 октября в креативном пространстве «Салют, молодёжь!» в Вологде пройдёт премьера спектакля Аси Литвиновой «Великий Синемой» по пьесе Маргариты Кадацкой.
Спектакль «Великий Синемой» — заключительная часть проекта «Прошлое в границах настоящего. КиноSound», инициированного актрисой Марией Иваненко. Пространство «Салют, молодёжь!» находится в здании бывшего кинотеатра «Салют» — одного из старейших в России (предшественником «Салюта» был электротеатр «Рекорд», открытый в 1910 году). Исследованию истории этого пространства и самого кинематографа как вида искусства, культурного и социального феномена и посвящён проект «КиноSound» — выставка, лекция и спектакль.
Работа над постановкой «Великий Синемой» велась около полугода. Петербургский драматург Маргарита Кадацкая, создавая вымышленную историю о событиях начала века, опиралась на реальные события, судьбы известных и не очень людей, на факты их жизни в бурную эпоху войн, революций и художественного авангарда. Для этого она изучила множество документальных материалов — прежде всего, связанных с Вологдой и, в частности, «биографией» электротеатра «Рекорд». Впрочем, география событий пьесы и спектакля Вологдой не ограничивается.
Главные герои постановки — девушка, приглашённая работать тапёром, молодой режиссёр, гимназистка, которая мечтает стать актрисой, — знакомятся в 1914 году в электротеатре «Рекорд». «В центре сюжета — любовный многоугольник, — говорится в описании. — Молодые люди стремятся к любви, но сталкиваются с собственной неспособностью подарить это чувство другим. Хрупкость чувств и человеческих отношений разворачиваются на фоне истории большого кино и великой эпохи. Героев захватывает Революция, следом — Гражданская война. Кто-то из них захлебнётся, кто-то — дойдёт до финала. Только будет ли этот финал победой и даст ли долгожданное счастье?».
Авторы спектакля говорят, что ориентировались на биографии Сергея Эйзенштейна, Веры Холодной, сценаристки «Броненосца “Потёмкина”» и революционерки Нины Агаджановой-Шутко и даже Вячеслава Молотова. Судьбы двоих последних прямо связаны с Вологдой: оба отбывали в городе или губернии ссылку, причём Агаджанова-Шутко познакомилась здесь с будущим мужем Кириллом Шутко, а Молотов в 1909–1911 играл на мандолине в «Рекорде».
«Я много работала с газетами начала ХХ века, полгода ездила по стране, сидела в библиотеках, брала подшивки и читала заметки о разных происшествиях. Некоторые истории вошли в сюжет пьесы, — рассказывает Маргарита Кадацкая. — Также старалась поднять пласт литературы — тогда жизнь была ещё литературоцентричная. И отсылки к произведениям того времени есть в спектакле. С одной стороны, люди вроде бы не меняются, испытывают те же чувства, эмоции: ревность, любовь, зависть, смелость, нерешительность и прочее. А с другой стороны, всё равно они по-другому думали, жили. И это очень интересно — вникнуть в психологию человека, который жил в начале ХХ века».
Подобный опыт ученица Андрея Могучего, режиссёр Ася Литвинова предпринимала ранее на ещё более драматичном историческом материале: в московском Музее истории ГУЛАГа она вместе с другим петербургским драматургом Элиной Петровой создала спектакль «Горький слон» о поездке Максима Горького на Соловки.
Над премьерой постановки «Великий Синемой» вместе с Литвиновой и Кадацкой работают художник Ирина Павлова, композиторы Мария Аникеева и Анатолий Дзюба, медиахудожник Александра Магелатова и хореограф Полина Афанасова.
Одну из главных ролей в спектакле сыграет инициатор проекта Мария Иваненко. Её партнёрами станут актёры разных вологодских театров Дмитрий Дядюхин, Виктория Теплова, Антон Зайцев и Александр Андрюшин.