В январе и феврале театр «Берлинер Ансамбль» будет транслировать два архивных спектакля, которые созданы по текстам Брехта.
В разделе онлайн-проекта немецкого театра «BE on demand» будут выложены архивные видеозаписи двух постановок: «Дни Коммуны» и «Кориолан» в режиссуре Манфреда Векверта и Йохена Теншерта. Трансляции на немецком языке будут доступны бесплатно в течение недели.
Один из создателей этих спектаклей Манфред Векверт в «Берлинер Ансамбль» (главным режиссёром которого он стал в 1960 году) работал в основном в паре с Йоахимом Теншертом. Вместе они поставили, в частности, «Дни Коммуны» (1962) о подъёме и падении Парижской Коммуны в 1871 году. Пьеса Брехта, которая легла в основу спектакля, – адаптация текста норвежского поэта и драматурга Нурдаля Грига «Поражение» (1937). Маргарет Штеффин перевела пьесу на немецкий язык в 1938, и Брехт начал работу над ней в 1947 году. Запись спектакля 1966 года появится на сайте театра 15 января в 20.00 (по Москве) и останется в доступе до 21 января.
Другой совместной постановкой стала трагедия Шекспира «Кориолан», которая была адаптирована Брехтом в 1952 году. Спектакль, поставленный в 1964 году, был прохладно встречен восточногерманской критикой, однако за рубежом имел едва ли не самый большой успех театра после смерти Брехта.
Питер Брук в книге «Пустое пространство» писал об этом спектакле: «Недавняя постановка „Кориолана“ в „Берлинер ансамбле“, поднимает в целом вопрос о том, где начинается и где кончается иллюзия. В ряде отношений этот спектакль можно назвать триумфальным. Многие стороны пьесы словно впервые зазвучали: большая часть её редко бывала так хорошо поставлена. Труппа подошла к пьесе с социальной и политической меркой, а это означало, что штампованные механические способы сценического решения шекспировской толпы больше не годились… Та энергия, которая придавала актёрам силы на протяжении нескольких месяцев работы, высветившая в итоге смысл того, что находится за пределами сюжета, шла от интереса актёра к социальной теме. Маленькие роли не казались исполнителям скучными — они никогда не превращались в фон по той причине, что несли с собой темы, интересные для изучения и обсуждения. И простые люди, и трибуны, и сражение, и массовка были насыщенными: пускались в ход все театральные формы — костюмы носили печать каждодневной жизни, но сами мизансцены шли от трагедии».
Доступ к видеозаписи 1978 года откроется в 20.00 (по Москве) 12 февраля, её можно будет посмотреть до 18 февраля.