Сегодня и завтра, 7 и 8 декабря, в Петербурге в амфитеатре Технопарка Ленполиграфмаш пройдёт премьера спектакля режиссёра и композитора Александра Белоусова «Антигона» на основе одноимённой пьесы Софокла. Это проект Дома Радио, который откроет премьерной постановкой цикл «Театр голосов» (часть театрального направления musicAeterna Αθεατρον).
Постановка объединит драматических актёров и артистов хора musicAeterna, делая акцент на звуке, голосе и интонации. «В поиске новых форм и нестандартного подхода к материалу театральное направление Дома Радио обращается к истокам мировой драматургии – древнегреческой трагедии, – рассказывает куратор направления musicAeterna Αθεατρον Елизавета Мороз. – Внимательное вслушивание в античные тексты — очень сложные для восприятия — раскроет потенциал фантазии и самостоятельного анализа текста Софокла в переводе Алексея Парина. Это первая сценическая версия этого перевода. Мы ищем путь к театру, где звук превалирует над внешней формой. “Антигона” станет первой в цикле спектаклей, которые будут реализованы в единой сценографической концепции, вдохновлённой главным принципом постановок времён античности — триединства места, времени и действия. Впоследствии спектакль также будет выпущен в формате полноценного аудиоспектакля».
Создатели спектакля стремятся найти точки соприкосновения с древнегреческими Элевсинскими мистериями, – соединявшими, по мнению древних, человека с божеством обрядами инициации в культах богинь плодородия Деметры и Персефоны, которые. Признавая ограниченность наших знаний об этом обряде, создатели не избегают при этом христианского восприятия «Антигоны», а напротив, подчёркивают его, используя музыку в стиле средневековых григорианских хоралов.
Режиссёр и композитор спектакля Александр Белоусов делится своим видением: «Сквозь века, сквозь смену традиций обрядов и культур, остаётся ли неизменным переживание любви? Является ли она феноменом единого свойства на территории жизни каждого человека или есть различие между античной и христианской формой чувствования? После работ Фридриха Ницше христианское и античное видение мира воспринимаются нашими современниками как антагонистические. Мы же видим, что они находятся в русле общей традиции. Так, появление григорианских хоралов, вдохновивших меня на музыкальную форму постановки, было непосредственно связано с реконструкцией античной греческой музыки, а храмовая музыка Средневековья привела нас к современному академизму. И, как мне кажется, только это представление о единой трансформирующейся из века в век этической и эстетической традиции даёт прикоснуться ко всему объёму смысла “Антигоны”, где кажущиеся полярными истины сливаются в единую концепцию, в основе которой лежит амбивалентное по своей природе переживание любви».
«Технически музыка спектакля не очень сложная, – рассказывает дирижёр и музыкальный руководитель постановки Ольга Власова, – её быстро выучили музыканты, но эта простота обманчива. Поэтому основную часть времени мы работаем над определённой стилистикой, нюансами и деталями в музыке. В ней есть своего рода античная строгость, лаконичность, выверенность, аскетичность, при этом не лишённая чувственности, яркой образности, кинематографичности и современных, я бы даже сказала, рокерских решений. Поэтому я ощущаю текст Софокла, перевод которого сделал Алексей Васильевич Парин, и музыку “Антигоны” подобно Вавилонской башне, соединяющей миры людей и богов».
В спектакле драматическая и оперная линии будут соединяться в своеобразный «зингшпиль», а у заглавной героини будут одновременно две исполнительницы: драматическую «ипостась» Антигоны воплотит Ольга Белинская, а вокальную — артистка хора musicAeterna Элени-Лидия Стамеллу. Александр Сомов и Даниил Чесноков исполнят роли Вестника и Корифея. Варвара Павлова станет чтецом. Мария Сандлер сыграет Исмену, Джулиано Ди Капуа и Сергей Липовский – Креонта и Гемона соответственно, а Алексей Фролов и сам Александр Белоусов – Стража и Тиресия.
В 2025 году проект войдёт в репертуар. Повторные показы в феврале пройдут на временной площадке Дома Радио на Невском, 62.