Театр. вспоминает, как в американском колледже Блэк Маунтин пытались соединить в образовательном процессе искусство и повседневный опыт.
Колледж Блэк Маунтин (штат Северная Каролина) был заметной точкой на карте американского экспериментального искусства на протяжении всех 24 лет его существования (1933—1957). Через него прошли музыканты и композиторы Джон Кейдж и Дэвид Тюдор, хореограф Мерс Каннингем, художники Джозеф Альберс, Роберт Раушенберг, Роберт Мазервелл, Виллем де Кунинг и другие.
Художник и театральный режиссер Ксанти (Александр) Шавински (1904—1979), знаменитый своими дадаистскими постановками, преподавал в колледже Блэк Маунтин рисование и «сценические исследования» (stage studies), авторский курс, пронизанный духом Баухауса. Его подход к театральной сцене как исследовательскому инструменту, позволяющему ставить эксперименты и демонстрировать результаты открытий в различных областях научного знания, будь то физика, биология, философия и т. п., ярко иллюстрирует принцип лабораторной методики в преподавании. Кроме того, «Спектодрама», как назвал свой метод Шавински, во многом предсказала широко распространенный сегодня тип художественного исследования (artistic research).
Колледж Блэк Маунтин (1933—1957) располагался в гористой местности американского штата Северная Каролина возле озера Иден («рай») в пригороде Блэк Маунтин. Это экспериментальное учебное заведение радикально изменило распространенное представление о высшем образовании в Америке. Живопись, театр, музыка, литература, архитектура, математика, физика, география, история были объединены в один междисциплинарный учебный план и присутствовали в жизни студентов и преподавателей на равных началах.
Принципы Дьюи
Основатели колледжа Джон Эндрю Райс и Теодор Дрейер вдохновлялись прагматической эстетикой и образовательной философией Джона Дьюи. Как и Дьюи, они хотели «восстановить связь между изящными и интенсивными формами опыта, которые суть произведения искусства, и повседневными событиями, действиями и переживаниями, которые, как принято считать, составляют повседневный опыт»*. Создание единства искусства и повседневного опыта было целью и фокусом их усилий в образовательном эксперименте.
* Dewey J. Art as Experience (1934). New York: Pedigree Books, 1980. P. 2.
Стоит отметить, что еще в 1896 году Дьюи открыл знаменитую Лабораторную школу (Laboratory school) для детей и подростков при Чикагском университете, которая просуществовала семь лет, вплоть до 1903 года. Великий философ был неопытным администратором и предоставил учителям только общие принципы обучения, но не детальные инструкции, как реализовать на практике инновационный метод преподавания. Дьюи полагал любопытство, действие и непосредственный опыт основными составляющими процесса образования. При этом ученик представал не пассивным потребителем фактов, но активным агентом, конструирующим взгляд на мир в непрестанном взаимодействии с окружающей средой. В идеальном случае, по Дьюи, ребенок обретает новые знания и навыки естественным путем, попадая в различные реальные жизненные ситуации.
Дьюи также предложил концепцию проблемы — еще один важный аспект лабораторной методики преподавания. Он считал, что если взаимодействие с окружающей средой будет прервано, а применение хорошо знакомых последовательностей действий затруднено, то есть ребенок столкнется с проблемой, то он с неизбежностью применит рациональный метод, характерный для научного исследователя. Предполагалось, что ребенок в случае (естественного или искусственного) возникновения проблемы остановит действие, проанализирует проблему, начнет искать альтернативу, затем придумает новую стратегию и попробует с ее помощью преодолеть проблему. Таким образом, и вопросы, и ошибки не возбраняются, а составляют часть метода обучения. Сражаясь с возникающими проблемами, ребенок, по Дьюи, обретает и сохраняет полезную информацию гораздо успешней, чем при традиционном методе
обучения, основанном на запоминании и воспроизведении.
А значит, роль преподавателя заключается в том, чтобы превратить учебный план в набор проблем и ситуаций, которые были бы привлекательны для учеников и могли быть решены экспериментально и независимо от наставника.
Спектодрама Шавински
Лабораторные эксперименты в Блэк Маунтин наследуют этим принципам. Говоря словами Дьюи, это learning by doing (обучение путем делания) и thinking in situations (мышление в обстоятельствах). Искусство в колледже было интегрировано в повседневную жизнь в качестве практики, нацеленной на то, чтобы научить студентов подходить к проблемам мультидисциплинарно. Спектодрама Ксанти Шавински была одним из ярких примеров этой художественно-образовательной модели.
Шавински утверждал, что существующим методам образования недостает «всеобъемлющей синтетичности» (all-embracing human synthesis*), они отмечены взаимной отчужденностью умозрительного и телесного знания. Науки, основываясь на письменном слове и логике, вытесняя телесное переживание знания, погрузились в абстракцию. Но человеческий интеллект выражает себя не только в слове и мысли. К примеру, телесный интеллект танцора, учил Шавински, может выражать фундаментальные понятия духа не менее эффективно, чем книга или рисунок.
* Schawinsky X. Spectodrama: Contemporary studies. // Leonardo. 1969. Vol. 2. P. 2.
Шавински предложил новый метод мультимодального, объединенного или синтезированного выражения (synthesized expression) — и соответствующий метод обучения*. Этот метод предполагал перемещение учебного процесса из классной комнаты на сцену. В методе спектодрамы усвоение новых знаний совпадает с процессом их демонстрации, и поэтому спектодрама, по мысли Шавински, наилучшим образом развивает, активирует таланты учеников. Именно сцена позволяет одновременно задействовать несколько различных видов медиа, образуя особый вид экспрессии с «симфоническим эффектом»**: «Спектодрама состоит из областей оптики, формы и цвета, акустики, звука, языка, музыки, времени, пространства, архитектуры, технологии и иллюзии… Цвет и форма, движение и свет, звук и слово, пантомима и музыка, иллюстрация и импровизация становятся алфавитом для более сложного способа выражения»***, — говорил Шавински.
* Ibid. P. 284.
** Ibid.
*** Ibid.
Новому виду мультимодального образования, творчества и мышления Шавински ищет название. Может быть, «драматическая философия»? Может быть, «театр знания»*? Игра в нем предполагает для участников совместную работу, в процессе которой междисциплинарные границы размываются, уступают место свободному течению «интеракционной» (inter-acting**) мысли.
* Schawinsky X. From the Bauhaus to Black Mountain. // The Drama Review. 1971. Vol. 15, No. 3. P. 31.
** Schawinsky X. Spectodrama: Contemporary studies. // Leonardo. 1969. Vol. 2. P. 284.
Объясняя природу спектодрамы как познавательного метода, Шавински приводит в пример концепцию времени, которая в разных дисциплинах предстает в различной форме: представление о времени физика будет отличаться от представления о времени художника, как время бодрствующего человека будет отличаться от ощущения времени у спящего. На сценическую демонстрацию этих различий и нацелен метод спектодрамы. Он позволяет концептуализировать время шире, разнообразнее, во всем спектре от абстрактных представлений до непосредственного переживания времени человеком.
Спектодрама работала следующим образом: сначала студенты выбирали одну на всех абстрактную концепцию (например, время, пространство, движение, вечность и т. п.), которую предполагалось представить на сцене. После выбора абстрактной концепции проводились краткие лекции специалистов и дискуссии, посвященные этой концепции. Затем участники разбивались на группы и представляли театральную импровизацию на тему выбранной концепции. Со временем из этих спонтанных зарисовок могли возникать более продуманные и законченные представления. Идея как бы сама собой уточнялась, с одной стороны, а с другой — оставалась жить в памяти аудитории в своей динамической форме*. Сцена, считал идеолог спектодрамы, наилучшим образом подходит для исследовательской деятельности, а также для репрезентации чувственного комплекса современности. Это готовая лаборатория, предполагающая и активное соучастие в эксперименте, и наглядную презентацию итогов исследования. Шавински верил, что и театр может получить продуктивный импульс от работы с различными научными дисциплинами.
* Ibid. P. 285.
Результаты его эксперимента были представлены в трех спектаклях в 1936, 1937 и 1938 годах. Они включали такие аспекты знания, как оптика, акустика, время, пространство, технология, анатомия, социология и иллюзия. Колледж Блэк Маунтин оказался, таким образом, идеальным местом для реализации идеи театра «тотального опыта», над которой Шавински начал работать еще в Баухаусе.
То, что в спектодраме процессы преподавания и обучения протекали в форме перформативных практик, остается инновационным и по сей день. Возможно, сегодня мы бы назвали это художественным исследованием (artistic research). Ведь художественное исследование оперирует особым видом знания — невербализуемым, недискурсивным, неконцептуальным, дорациональным, практическим, чувственным, выраженным в художественных продуктах как процессах.
Художественное исследование интересует не формальное знание, но сам процесс мышления посредством искусства. Искусство преодолевает свои границы, пытается сделать вклад в сферу научного. То же касается и научной сферы, которая, в свою очередь, открывается навстречу новым формам мышления и производства знания, основанным на художественных практиках.