12 и 13 ноября в рамках международного фестиваля Балтийский круг в Хельсинки покажут совместный спектакль Семена Александровского и Ксении Перетрухиной «Смерть на работе», в котором на сцену выйдут люди, чья работа напрямую связана со смертью. Режиссер дал комментарий о возникновении идеи журналу «Театр.»
«Три года назад я выпускал спектакль “Кратковременная” в Лаппеэнранте, это маленький городок, но по пути от вокзала до театра оказалось три огромных кладбища. Я тогда пошутил – не приезжают ли в этот город умирать?! Потом выяснилось, что в Финляндии самое старое население Европы. А после спектакля продюсер Юкка Хюде в баре познакомил меня со своим другом детства, местным могильщиком – это стало последней каплей, и я сказал, что вот она – тема для нового спектакля. Во время подготовки я провел порядка 20 интервью с тружениками похорон. Это свидетельский спектакль, в котором заняты эксперты, так или иначе работающие со смертью – лютеранский священник, могильщик, работница похоронного агентства и органистка, играющая на похоронах. Все они и будут на сцене».
Смерть и похороны – одна из самых табуированных в нашем обществе тем, мы не часто о них говорим, стесняемся задавать вопросы и не знаем, как реагировать. Страх, глубоко связанный со смертью, породил множество внутренних иерархичных структур, религиозных запретов и угроз. На фестивале, посвященном телесности во всех ежедневных проявлениях, в том числе старению и увяданию, российские художники исследуют тему смерти при помощи свидетельского театра, подойдя к сложному вопросу не через привычные философские и религиозные размышления, а с точки зрения практичности и рутины. Какие у нас остались инструменты, чтобы встретить смерть? Что эксперты по смерти и умиранию могут рассказать нам о смерти?
Спектакль «Смерть за работой» – это коллаборация Семена Александровского и Ксении Перетрухиной. Ранее дуэт сотрудничал в московском Театре на Таганке и Пермской опере в области экспериментального театра, документального театра и современной оперы. Их работы были отмечены на фестивале «Золотая Маска».
Фото Ксении Перетрухиной с сайта фестиваля