29 и 30 января на Новой сцене Александринского театра пройдёт премьера балета хореографа Алексея Кононова «Кроткая» по одноимённой повести Достоевского на музыку Настасьи Хрущёвой.
«Балетное искусство безмолвно по своей природе, и история молчаливых, но драматичных взаимоотношений героев, описанная Фёдором Достоевским в повести „Кроткая“, исключительно балетная», — говорит Алексей Кононов.
В соцсетях студии балета Кононова приводится вступление к сценарному плану премьеры: «Действие происходит в Санкт-Петербурге 1870-х годов, в квартире Ростовщика. Декорации и костюмы отражают социальную принадлежность героев и время действия рассказа. В сюжете используется приём инверсии — действие начинается с финала истории [труп героини], чтобы вернуться затем к началу. Нарратив спектакля основан на внутреннем монологе/диалоге главного героя. Ростовщик [муж] стоит над телом мёртвой Кроткой [жены] и разговаривает то сам с собой, то с ней, пытаясь разобраться в причинах случившегося».
Кононов отмечает, что многие темы, затронутые Достоевским в этой повести, актуальны и сегодня: «Одиночество, индивид и общество, социальное неравенство, религия и вера, проблема бедности, предательство, милосердие, проблема выбора, неравный брак, брак по расчёту, измена, домашнее насилие, гордыня и смирение, убийство и самоубийство».
Особое внимание в постановке уделяется теме молчания. «Молчание здесь коммуникативная невербальная единица. Герои на протяжении всей короткой совместной жизни разговаривают молча — взглядами, жестами, движениями, — поясняет хореограф. — Архетипичная для петербургской литературы и искусства инверсия, которая позволяет увидеть и понять то, что было пропущено, скрыто, не замечено, — беспроигрышный приём и для балетного театра тоже. Молчание как внутренняя речь, отказ от звуковой речи. Этот отказ может быть намеренным или ненамеренным, вызван различными факторами психологического и социального характера, условиями и нормами соответствующего окружения и так далее. В любом случае, отсутствие диалога всегда причина катастрофы».
Алексей Кононов не только сам написал либретто: над постановкой на музыку Настасьи Хрущёвой он работает также как сценограф, художник по костюмам и художник по свету. При этом в оформлении спектакля будут использованы, как сказано в анонсе, «специально созданные и вышитые изделия» фабрики «Крестецкая строчка».
Роль Кроткой будут в очередь исполнять прима-балерина Михайловского театра Ирина Перрен и Дарья Ионова, Ростовщика — Андрей Ермаков. Лукерью сыграет Елена Панкова, Ефимовича — Дмитрий Рудаченко. В роли Тёток — Елена Васюкович и Александра Надточий, а Толстого лавочника — Антон Корсаков.
За музыкальное сопровождение постановки отвечает Ансамбль Независимых Музыкантов (АНМ).
Напомним, Алексей Кононов — танцовщик и хореограф. Учился в Ленинградском академическом хореографическом училище имени Вагановой и Московском академическом хореографическом училище. Работал режиссёром-хореографом в Театре Романа Виктюка. С 2000 года работает в Санкт-Петербурге, где ставит спектакли с независимым коллективом танцовщиков.