Сахалинский Международный театральный центр им. А.П. Чехова (Чехов-центр) 21 октября откроет 88-й сезон. И сразу – премьерой, постановкой Александра Созонова «Гроза». Вместе с режиссёром над спектаклем работают сценограф Алина Алимова, композитор Иван Кушнир и хореограф Полина Пшиндина (кроме прочего, участница «Истории солдата» на «Платформе» и хореограф спектакля Александра Молочникова «Светлый путь. 19.17»). Александр Созонов раскрыл журналу «Театр.» некоторые режиссёрские идеи: «Всегда любопытно ставить хрестоматийное произведение, которое знакомо со школьной скамьи. Огромный азарт и удовольствие – не переворачивая никаких смыслов, рассказать совершенно новую историю. Что такое Бог? Человек? Что такое любовь – она от Бога или это то, что придумано людьми? Гроза, электричество – то, что придумано наукой, или сверхъестественные силы? Конфликт этих двух полярных взглядов на мир формирует сегодня повестку дня. Какими глазами смотреть в будущее – индивидуалиста, который за личную ответственность и понимание мира, или тех, кто за коллективную ответственность и общепринятое понимание?
Эта «Гроза» будет не в девятнадцатом веке, а в 2059 году, спустя ровно 200 лет после написания пьесы Островским. Островский + Сорокин. «Гроза» + «Сахарный Кремль». Миновали смуту Красную, миновали смуту Белую и Серую. Построена Великая Русская Стена. Слава Богу, отгородились от европейских содомитов. От ворогов, которые сосут наш газ безценный. Нефть закончилась, зато есть православный интернет, и всё так же правит Путин. Наконец-то мы живём так, как хочется. Вот она, та Русь, о которой мы давно мечтали, но стеснялись себе признаться. А любая русская мечта оборачивается антиутопией, где нет ни правых, ни виноватых, а есть только «невыносимая русскость бытия», от которой жить-то не хочется.
Это всё происходит на фоне старой ГЭС. Советское технологическое наследие, которое вот-вот развалится, но ещё держится и питает энергией мифический город Калинов… В соседней Японии на Фукусиме была техногенная катастрофа, и здесь на Сахалине все игрища с «мирным атомом» и с любыми технологиями, с одной стороны, вызывают жуткий стресс, а с другой – никто не готов выбросить в мусорный контейнер свой новый айфон и оказаться в новом Средневековье».
Александр Созонов – режиссёр, выпускник курса Кирилла Серебренникова в Школе-студии МХАТ. Создал в Ижевске молодёжный театр «ГОСТ», а позднее – Пражский Театр «Студия-Кси», первый русскоязычный театр в Чехии. В числе постановок – «Чайковский» Юрия Арабова и «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда в Театре им. Ермоловой, «Медленный меч» Юрия Клавдиева в Центре драматургии и режиссуры, «Арабская ночь» Роланда Шиммельпфеннига в театре «Глобус» (Новосибирск), «Земля Эльзы» Ярославы Пулинович и «Жестокие игры» Алексея Арбузова в Театре им. Ф. Волкова (Ярославль), «Риверсайд Драйв» Вуди Аллена в «Театре-Театре» (Пермь), «Метод Грёнхольма» Жорди Галсерана в Чехов-центре (Южно-Сахалинск).