В астраханской постановке Александра Огарёва герои Достоевского освоят айкидо и прочтут армянские стихи XI века.
В 2021 году постановка спектакля «Братья Карамазовы» получила грант президента РФ и осуществляется при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Премьера спектакля пройдет 23 апреля, она приурочена к 200-летию Достоевского.
Астраханская сценическая версия «Братьев Карамазовых» — это путешествие по лабиринту человеческих страстей, заблуждений, очарований, в которое отправляет главного героя старец Зосима. «Хотелось бы, чтобы наша интерпретация не выглядела унылой и болезненной, как часто воспринимают роман читатели», — подчеркнул режиссер спектакля, художественный руководитель театра, заслуженный артист России Александр Огарёв.
Актёры спектакля будут говорить со зрителем и словами, и жестами. Языку пластики их учила хореограф-балетмейстер театра «Балет Москва» Анастасия Кадрулёва. Она неоднократно работала с Александром Огарёвым в театре «Школа драматического искусства» над спектаклями «Лес», «Сюзанна», «Битва за Масул», «Женитьба», «Неодушевлённая Галина номер 2», «Председатели земного шара» и «Безымянная звезда».
В спектакль включены сцены с драками, выстроить которые помог руководитель федерации астраханского айкидо Юрий Глазков. Исполнительница роли Алёши Карамазова актриса Александра Мерецкая считает, что образ Алёши олицетворяет идею света и путешествует по кругам ада, а бороться со злом ему помогут любые доступные средства, в спектакле Огарёва — это нунчаки и палка.
В постановке прозвучат стихи армянского поэта XI века Григора Нарекаци из «Книги скорбных песнопений», к которым обращается герой Достоевского Алексей. Творчество Нарекаци считается близким Достоевскому и воплощает идеи христианства в образах героев, ищущих истину. По мнению режиссёра Александра Огарёва, объединение двух мистиков, исследующих человеческие души, приблизит современников к понимаю романа.
Художник спектакля Ася Скорик-Васильева рассказала, что в цветах костюмов и декораций выдержана монохромность, выбрана сдержанная тональность пастельной палитры. В основе сценографии спектакля «Братья Карамазовы» — пергамент и писчая бумага. Особое освещение и видеопроекции создадут на сцене игру теней.
Ася Скорик-Васильева также работала с Александром Огарёвым в «Школе драматического искусства» над спектаклями «Женитьба» и «Сюзанна».
В финале спектакля прозвучит хоровая мистерия «История луковки», сценическое воплощение известной философской притчи Достоевского. Музыку для спектакля написал композитор Павел Карманов. Художник по свету — Сергей Мартынов, над видеопроекциями работала художник Эвелина Шавер.
Отметим, что первая премьера Огарёва в Астраханском театре драмы «Вдох-выдох» прошла 28 января 2021 года.
Александр Огарёв окончил театральное отделение Воронежского института искусств. Работал актёром в театрах Гродно, Краснодара, Тольятти. В 1992 году окончил режиссерский факультет ГИТИСа (мастер курса – А. Васильев). В этом же году начал работать в театре «Школа драматического искусства». С 1997 года ведет семинары в различных проектах и лабораториях в театре «Школа драматического искусства». Ставил спектакли в московских театрах: «Современник», Театре им. Пушкина, Театре Маяковского, РАМТе и других. Много работал в региональных театрах. В 2011 – 2013 гг. был главным режиссёром Краснодарского академического театра драмы им. Горького, с января 2014 по сентябрь 2016 гг. — главным режиссёром Томского областного театра драмы. Его постановки идут в театрах Италии, Франции, Румынии и других стран. Является обладателем Российской национальной премии «Золотая Маска» в номинации «Эксперимент» (2011 год) за спектакль «Гвидон». Напомним, что 3 июля 2020 года Александр Огарёв был назначен художественным руководителем Астраханского драматического театра.