Лето в Австрии – сезон фестивалей. Практически в каждом уважающем себя городе можно увидеть драматические или танцевальные спектакли, послушать оперы и оперетты. На одной из важных премьер, «Аиде» Джузеппе Верди – побывала наша корреспондентка.
Конечно, оперный фестиваль в Сант-Маргаретен ни по популярности, ни по художественной значимости нельзя сравнивать ни с Зальцбургом, ни с итальянской Ареной ди Вероной (на которую он во многом равняется). Тем не менее, на протяжении уже почти тридцати лет бывшая античная каменоломня, которая вместе с расположенным неподалеку уникальным озером Нойзидлерзее входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО, в июле и августе становится местом встречи всех любителей музыки из Вены и окрестностей. Помимо интересной истории (это самая старая каменоломня в Европе, песчаник из которой использовали при строительстве римского Карнунтума и венского собора Святого Стефана), потрясающей природы и комфортной близости к австрийской столице, Санкт-Маргаретен славится неизменно высоким уровнем постановок, ровным составом исполнителей и умением вписать спектакли в местный ландшафт.
Вот и на этот раз творческая группа отлично справилась с задачей по максимуму использовать перепады высот и нешуточные размеры открытой всем ветрам площадки. Оно и неудивительно: хорошо знакомый российским меломанам по постановкам в «Урал Опера Балет», в прежней жизни номинировавшийся на «Золотую маску», лауреат European Opera Prize, известный американский режиссер (а в данном случае и сценограф) Тадэуш Штрасбергер работает с пространством бывшей каменоломни не впервые: в 2021 году он уже ставил здесь «Турандот» Джакомо Пуччини. Как и тогда, нынче его полноправным соавтором стал бесконечно изобретательный итальянский художник по костюмам Джузеппе Палелла, которого журнал Opernwelt в 2023 году признал лучшим автором сценических костюмов в мире, и который создал для исполнителей «Аиды» по-настоящему роскошные одеяния.
Придуманное творческим тандемом яркое шоу (пожалуй, именно это слово наиболее точно характеризует получившийся спектакль) прекрасно дополнили эффекты от американского художника по свету Дрисколла Отто и высокотехнологичные видеопроекции от компании Media Apparat – международной креативной студии, которая оформляет постановки на фестивале в Санкт-Маргаретен пятый раз подряд. Но все-таки главной неожиданностью богато оформленной «Аиды» стали бесчисленные трюки от Show Talent Network – трюки с огнем, хождением по канату, пиротехникой и водой, которая то и дело лилась на сцену и фонтанами взмывала в воздух по поводу и без. Не говоря уже о танцах и чудесах сценического боя, продемонстрированных участниками американо-грузинского ансамбля «Песвеби», ставших одними из главных действующих лиц спектакля наряду с гигантским бутафорским слоном.
Может создаться впечатление, что собственно музыка и солисты – главная составляющая любого оперного спектакля – оказались в этой «Аиде» на заднем плане. Это и так, и не так одновременно. К сожалению, венгерский Piedra Festival Orchestra под руководством мексиканского дирижера Ивана Лопеса-Рейносо, по техническим причинам оставшийся за пределами сценической площадки (зрители могли видеть лишь часть музыкантов, да и то исключительно на большом проекционном экране), оказался куда менее ярким и выразительным, чем многочисленные спецэффекты: он играл прекрасную музыку Верди точно и корректно, но не более того. К счастью, венский Philarmonia Chorus опытного австрийского хормейстера Вальтера Цеха, был на высоте и исполнил свои хоровые партии проникновенно, технично и артистично одновременно, лишний раз доказав, насколько хороша может быть акустика в открытом пространстве.
Некоторые из певцов, по крайней мере, из того состава, который довелось слышать мне, тоже старались быть не просто движущимися фигурами на фоне бесконечных проекций водопадов, пещер и дворцовых стен. Особенно порадовала сербская меццо-сопрано София Петрович, учившаяся, в том числе, у Елены Образцовой и выступавшая в лучших оперных театрах Европы, от Парижа до Берлина. Обладательница глубокого, интересно окрашенного голоса, она ни на секунду не забывала не просто петь, но еще и играть. Для меня Петрович стала не только главным открытием спектакля, но и его главной движущей силой – героиней, которая вела действие вперед и не давала публике совсем уж позабыть о драматической составляющей, хотя в итоге несколько померкла на фоне бесконечной игры со светом и видео. Я бы даже сказала, что в тот вечер постановка могла бы называться, скорее, «Амнерис», чем «Аида».
Это тем более удивительно, что вообще-то мы приехали в Санкт-Маргаретен специально ради сопрано Екатерины Санниковой – родившейся в Украине приглашенной солистки Мариинского театра, в последнее время много выступающей в Германии и уже исполнявшей на сцене в каменоломне партию Абигайль в «Набукко» Верди. Но то ли в тот вечер молодая лирическая сопрано была не в голосе, то ли все-таки её дарование более камерного характера, но в итоге эфиопской рабыне в её исполнении не хватало страсти и драматизма. Впрочем, в защиту певицы можно сказать, что было бы странно влюбиться и пожертвовать всем, в том числе и собственной жизнью, ряди такого инертного и даже немного квелого Радамеса, каким явил себя грузинский тенор Михаил Шешабиридзе.
В отличие от него, другие исполнители главных мужских партий: южнокорейский баритон Гангсун Ким (царь Эфиопии Амонасро) и его более опытный соотечественник бас Йонгмин Парк (верховный жрец Рамфис), может, и не стали откровением, но в целом обедни не испортили, а местами были и вовсе довольно убедительны, как с вокальной, так и с актерской точек зрения. В целом, несмотря на очевидный крен в сторону ориентированного на массового зрителя шоу, спектакль не показался бессмысленным или небрежным. Хотя, конечно, от столь опытной постановочной команды (назовем ещё израильтянина Рана Артура Брауна, который много лет сотрудничал с фестивалем в Брегенце, а с 2017 года входит в режиссёрскую команду Дмитрия Чернякова) хотелось бы большего погружения в материал и более внятного высказывания на тему войны, узурпации власти и превышения полномочий.
Тем более, что то ли по стечению обстоятельств, то ли по замыслу много работавшего в России режиссёра, у австрийской «Аиды» совершенно неожиданно обнаружился неявный российский акцент. Дело не только в солистах (кроме Екатерины Санниковой в спектакле участвуют Артём Васнецов из Самары и Иван Зиновьев из Красноярска, оба в очередь поют партию Царя Египта), но даже и в том, что за кулисами иногда отчетливо слышалась русская речь. Однако, главные темы оперы и этические проблемы, поднятые композитором более 150 лет назад, в итоге оказались на периферии режиссерского внимания. Зато сайт-специфическая и зрелищная составляющие спектакля оказались действительно хороши. Многотысячный зрительный зал, затаив дыхание, следил за некоторыми сценами – например, за проходом с горящим факелом по высоко натянутому над сценой канату, – и дружно выдыхал в самые рискованные моменты.