Мурат Абулкатинов ставит «историю об утраченном рае» подростков

На фото — момент репетиции спектакля «Десять посещений моей возлюбленной» © пресс-служба Театра Наций

21 и 22 марта на Малой сцене Театра Наций пройдут премьерные показы спектакля Мурата Абулкатинова «Десять посещений моей возлюбленной» по одноимённому роману Василия Аксёнова.

Роман «Десять посещений моей возлюбленной» был завершён Василием Аксёновым (не путать с тёзкой, автором «Острова Крым») в 2010 году и опубликован в 2011-м. Уже в 2014-м этот текст был перенесён на театральную сцену: режиссёр и педагог Светлана Землякова поставила в ГИТИСе спектакль «В.О.Л.К. (Вот Она Любовь Какая)». Премьера этой дипломной работы студентов мастерской Олега Кудряшова прошла в Театре имени Маяковского, впоследствии спектакль был включён в репертуар, стал заметным событием и новым опытом театрального освоения современной прозы. Спустя десять лет к тому же роману Аксёнова обращается представитель другого поколения режиссёрского факультета ГИТИСа, выпускник мастерской Сергея Женовача Мурат Абулкатинов.

На фото — Ольга Белинская, Владислав Медведев и Андрей Кузичев на репетиции спектакля «Десять посещений моей возлюбленной» © пресс-служба Театра Наций

Роман «Десять посещений моей возлюбленной» состоит из двух частей и, в соответствии с названием, десяти глав-«посещений». Каждая из них — история о том, как юный герой, старшеклассник Олег, идёт из одного сибирского села в другое к своей «возлюбленной»-ровеснице, и эти «встречи чередуются с картинами подростковой жизни: самоубийство товарища, смутные чувства к другой девушке, предательство…», — напоминает театр в описании премьеры. События разворачиваются на рубеже 1960-х и 1970-х, и хотя Мурат Абулкатинов, как обычно, создаёт в первую очередь поэтический мир, для него — как, например, и для Светланы Земляковой — важен образ эпохи. Однако вслед за самим автором, который вспоминает историю первой любви спустя почти полвека, Абулкатинов относится ко времени действия как к ушедшему прошлому. Неслучайно жанровым определением премьеры стали «сцены из вчерашней юности».

Тем не менее, создатели спектакля отнеслись к погружению во «вчерашнюю юность» героев романа и его автора серьёзно и побывали на малой родине Аксёнова, которая является и местом действия «Десяти посещений…», — в деревне Ялань Красноярского края. Подобные предпремьерные экспедиции уже стали традицией Театра Наций. В поездке, по словам Абулкатинова, актёры и он сам «поняли, что на сцене необходимо воссоздать эту абсолютную поэзию места», а после её окончания художник спектакля Софья Шнырёва по просьбе режиссёра меняла сценографическое решение. Отправной точкой для итогового варианта стала фраза из романа: «Небо в реке — как в зеркале, без изъяна».

Двойственность «исторического» прошлого и поэтически-вневременного, как сказано в описании постановки, создаёт мир, где «переплетаются детали деревенского быта 1970-х, ветхозаветные образы, смешивающиеся в сознании советского старшеклассника со стихами Пушкина, и точно передаваемый писателем язык местных жителей с присущими ему оборотами и звучанием».

Мурат Абулкатинов поясняет этот замысел: «Я постарался сохранить в спектакле присущее прозе Василия Аксёнова ощущение ностальгии по юности, оголённому восприятию мира, абсолютной искренности. Мне, как и Аксёнову, интересно рассматривать чувства в их крайней степени. Поэтому для меня роман „Десять посещений моей возлюбленной“ — это история об утраченном рае, ошибках юности, ослеплении любовью».

На фото — момент репетиции спектакля «Десять посещений моей возлюбленной» © пресс-служба Театра Наций

Большинство участников спектакля, в соответствии с юным возрастом действующих лиц, — недавние выпускники различных театральных вузов. Главную роль сыграет ученик Олега Кудряшова Владислав Медведев, его возлюбленную Таню — выпускница мастерской Игоря Золотовицкого и Сергея Земцова в Школе-студии МХАТ Глафира Лебедева. В других ролях — Элизабет Дамскер, Константин Бобков, Камилл Гурбанов и Сергей Кирпичёнок, Давид Сократян, Глеб Ромашевский, Серафима Гощанская. У единственных «взрослых» героев спектакля, папы и мамы Олега, будут по два состава исполнителей: Андрей Кузичев и Сергей Шнырёв, Ольга Белинская и Алёна Хованская.

Помимо режиссёра и художника, над премьерой работают художник по свету Евгений Ганзбург, композитор Симона Маркевич и хореограф Никита Беляков.

Комментарии
Предыдущая статья
Юрий Макаров выпускает в Нюрбе «светлый гимн матерям» 19.03.2024
Следующая статья
Павлович выпускает «исследование механизмов исторической памяти» по Поляринову 19.03.2024
материалы по теме
Новости
Волкострелов в Перми исследует «полифонию жизни» в коридоре
Сегодня и завтра, 27 и 28 апреля, на «Сцене-Молот» Пермского Театра-Театра пройдёт премьера спектакля Дмитрия Волкострелова «Коридор».
Новости
Директором Екатеринбургского ТЮЗа стал замминистра культуры Свердловской области
Сегодня, 26 апреля, коллективу Екатеринбургского ТЮЗа был представлен новый директор. Им стал заместитель министра культуры Свердловской области Сергей Радченко.