17 сентября в московской Боткинской больнице на шестидесятом году жизни скончался Игорь Неупокоев, создатель «Театра простодушных», актёр и режиссёр.
Игорь Неупокоев — актёр по образованию (начинал учёбу в Школе-студии МХАТ, окончил ВГИК в 1984 году). Снимался в кино, работал на сцене Театра киноактёра киностудии «Беларусь-фильм». В 1999 году вместе с Ксенией Соколовской создал «Театр простодушных» — уникальный культурный феномен, по сути, единственный в нашей стране театр, где артистами являются люди с синдромом Дауна. Для начала нулевых эта спонтанно возникшая история, ставшая делом жизни Игоря Неупокоева, была практически радикальной. При этом «Театр простодушных» выполнял не только абстрактную или конкретную социальную миссию, но был значительным художественным, театральным явлением.
Самые известные работы Неупокоева и «Театра простодушных» — «Приходите завтра», дебютная постановка нового театра по мотивам гоголевской «Повести о капитане Копейкине», «Бесовское действо» («Прение Живота со Смертью») по пьесе Алексея Ремизова. О «Копейкине», в частности, в журнале ТЕАТР. № 24-25 писала Мила Бредихина: «Один из самых известных спектаклей театра „Капитан Копейкин“ предложил — ни много ни мало — особое прочтение Гоголя. В многочисленных интервью режиссёр подчеркивал, как важен ему акцент на гоголевском „маленьком человеке“, но сделал он гораздо больше — он предъявил на сцене тот странный и необъяснимый, мистифицированный мир „реалиста“ Гоголя, о котором с такой страстью писал Набоков: „Великая литература идет по краю иррационального. Это создаёт ощущение чего-то смехотворного и в то же время нездешнего, постоянно таящегося где-то рядом, и тут уместно вспомнить, что разница между комической стороной вещей и их космической стороной зависит порой от одной свистящей согласной“.
<…> „Капитан Копейкин“ в инклюзивном театре Неупокоева был опробован и воспринят как специальная театральная эстетика, простодушная по форме и очень гоголевская по духу. „Над кем смеётесь? Над собой смеетесь!“ — весело говорила со сцены Мария Нефёдова, и невозможно было ей не поверить, как невозможно до сих пор забыть выражение вельможного Значительного Лица из спектакля. И это не стало просто использованием актёрской фактуры — драматургия Гоголя как будто ждала подобного прочтения.
Выпускник ВГИКа Игорь Неупокоев много сделал для своих актёров. Он понял, как научить их — с особым строением гортани, „готическим нёбом“ и прочими физиологическими особенностями — выразительно и внятно говорить со сцены. Он открыл им возможность проживать на сцене то, чего нельзя прожить нигде больше и без чего трудно потом жить».
Отметим, что артисты «Театра простодушных» известны и многим из тех, кто никогда не был на спектаклях театра: именно эти «простодушные» актёры участвуют в финальном эпизоде «Идиотов» Кирилла Серебренникова на сцене «Гоголь-центра».
Для «Театра простодушных» смерть его создателя фактически означает собственное исчезновение — не только и не столько в силу организационных причин, сколько в силу исключительной роли, которую в этом авторском театре, построенном на межчеловеческом диалоге, играл его бессменный руководитель Игорь Неупокоев, давая театру возможность жить дальше.