Премьерные показы спектакля «Обломки» в московской «Школе драматического искусства» пройдут 11 и 12 декабря.
Вольное сочинение по мотивам гончаровского романа у команды создателей спектакля поменяло в сравнении с первоисточником название, жанр и время действия. Обломов и заботливые советчики, которые его окружают, переместились в девяностые, когда частью повседневности стали «мыльные оперы». Этот факт не только определяет ироническое жанровое определение, антураж и стилистику «Обломков», но и даёт право каждому герою на личную драму, становящуюся частью большого сюжета.
Примечательно, что играть спектакль Михаила Уманца будут в самом необычном из пространств «Школы драматического искусства» — в зале «Глобус», где ярусы зрительских мест окружают расположенную внизу сценическую площадку в форме круга (или многогранника).
О замысле спектакля, актуальности и актуализации «Обломова» журналу ТЕАТР. рассказал режиссёр «Обломков» Михаил Уманец: «Одним предложением не ответить, почему именно Обломов. Эта идея возникла из совокупности обстоятельств: герой, тема, артисты, пространство театра. Обломов как тип человека многим близок, и сегодня актуален. Человек, который сидит весь день дома, геймер, который уходит от ответственностей реального мира, но он безобидный, добрый, открытый. Собственно, в нём это и любят, только досадуют по поводу того, что он ничего не делает. Но и любят его за непосредственность. Наш Обломов играет в тетрис, откладывает дела на потом, хотя уже пора съезжать, его гонит хозяин квартиры, и Обломовка не приносит никакого дохода. Но он ждёт, что само всё рассосётся, что приедет Штольц, и всё исправит, уладит, починит.
Трудно однозначно сформулировать образ спектакля. Всё разваливается, рассыпается. Скорее так. У Обломова всё вдруг посыпалось, и не собрать. Долго держалось все на какой-то вере, что само пройдёт, решится, но в итоге начало разваливаться. И название «Обломки» возникло отсюда же: Обломов как корабль, который плыл куда-то, куда он знал: по своему, одному ему известному маршруту. Тихо, никого не задевая. Но ему начали советовать, указывать, куда надо плыть, его друзья, знакомые, те, кто на корабле этом был, и в итоге корабль разбился, и все на этом корабле тоже.
Я старался не уходить от сюжета романа и не менять текст, а лишь переместил героев в среду сериала («мыльной оперы»), усилив некоторые линии в рамках жанра. Обломов половину романа лежит на диване, как герой известного сериала «Санта-Барбара» Сиси Кепфел, который серий сто лежал в коме. Ещё я добавил детективную линию. Алексеев у нас священник, но он же и главный злодей Мухояров. Этакий тихоня, который руками приятеля Ильи Тарантьева заставляет Обломова подписать договор на съём квартиры в доме Пшеницыной. Это такая фантазия на тему, наверное. Но мне кажется, что нам удалось сохранить характеры героев романа Гончарова и при этом сделать их близкими нашему времени.
Не хотел бы заранее формировать у зрителей каких-то ожиданий. Но могу сказать, что с такой яркой командой спектакль не будет скучным. Я называю нашу команду Лаборатория «Коллаборация», или Collab . Lab. Так как для этого спектакля собрались и артисты театра разных лабораторий, и люди, с которыми я давно сотрудничаю: хореограф Дима Масленников, оператор Сергей Фёдоров, художник Мария Бутусова, художник по свету Антон Морозов. Это наша коллаборация».
Отметим, что все участники «Обломков» за время работы в «Школе драматического искусства» успели поучаствовать в тех или иных спектаклях Дмитрия Крымова, хотя наряду с крымовскими «звёздами» — постоянными соавторами и, в частности, сокурсниками Михаила Уманца, — в спектакле заняты артисты, принадлежащие к другим лабораториям «Школы драматического искусства». Полный список участников спектакля: Максим Маминов (Илья Обломов), Вадим Дубровин (Захар), Сергей Мелконян (Андрей Штольц), Алина Ходжеванова (Ольга Ильинская), Ольга Надеждина (Агафья Пшеницына), Дмитрий Репин (Тарантьев), Arcady FreeMan (Алексеев, Мухояров), Дмитрий Шишлянников (Отец Обломова), Елена Ершова (Мать Обломова).
Напомним, Михаил Уманец — актёр, режиссёр. Окончил курс Валерия Гаркалина на факультете эстрадного искусства ГИТИСа в 2006 году, после чего был принят в труппу ШДИ. Играл в большинстве спектаклей Лаборатории Дмитрия Крымова в период её существования в театре (от «Сэр Вантес. Донкий хот» и «Демон. Вид сверху» до «Безприданницы»). Поставил в ШДИ ряд спектаклей — помимо лабораторных опытов, репертуарными на сегодняшний день являются три работы: камерный внежанровый «Библиотечник» и фантазийно-биографические спектакли «Шаляпинские вечера» и «Путешествие Пушкина в Африку», материалом для которых стали музыкально-литературные авторские компиляции режиссёра. Участвует в собственных спектаклях и как актёр.