С 17 по 31 октября в Новосибирске на базе театра «Старый дом» пройдёт II Международный фестиваль актуального театра ХАОС. В 2021 году партнёром ХАОСа станет «Золотая Маска», благодаря которой в Новосибирск приедут театры из семи городов России, причём многие — впервые.
Сегодня, 18 июня, организаторы фестиваля ХАОС рассказали о программе предстоящего смотра. Участниками пресс-конференции стали арт-директор ХАОСа Оксана Ефременко, руководители «Старого дома» — главный режиссёр Андрей Прикотенко и директор Антонида Гореявчева, а также замминистра культуры Новосибирской области Григорий Милогулов и программный директор «Золотой Маски» Мария Бейлина.
Напомним, первый ХАОС прошёл в 2019 году — фестиваль планировалось проводить раз в два года, поэтому ситуация пандемии на сроки его проведения не повлияла. Смотр, фокусирующий внимание на современном театре и зрительском участии в процессе, заинтересовал не только новосибирцев, но и критиков из обеих столиц. В частности, по итогам 2019 года журнал ТЕАТР. внёс ХАОС в «чёртову дюжину главных событий года».
В 2021 году ХАОС намерен сохранить статус дискуссионного пространства и представить новосибирским зрителям картину современного театра города и страны в максимально возможном разнообразии. В основную программу вошли четырнадцать спектаклей из восьми городов. Часть театров уже участвовала в первом ХАОСе, часть — впервые приедет не только на фестиваль, но и в Новосибирск. Формировать основную программу ХАОСу помогала «Золотая Маска» — совместный проект Российской национальной театральной премии и фестиваля с новосибирским смотром, по сути уникальный, был анонсирован ещё в апреле.
С 22 по 31 октября на фестивале можно будет увидеть спектакли из Москвы («Занос» Юрия Квятковского, театр «Практика»; «Бесы Достоевского» Константина Богомолова, Театр на Бронной; «Lё Тартюф. Комедия» Юрия Муравицкого, Театр на Таганке), Петербурга («Мещане» Елизаветы Бондарь, ТЮЗ им. А.А. Брянцева; «Комитет Грустящего Божества» Дмитрия Волкострелова, театр post; «Дорогой мистер Смит» Алексея Франдетти, «Приют комедианта»; «Горемычные танцы» Александра Артёмова, Театр ТРУ), Томска («Дальше» Дмитрия Гомзякова, Томский ТЮЗ), Воронежа («Чернобыльская молитва» Дмитрия Егорова, Никитинский театр), Омска («Артём Томилов» Артёма Томилова, «Пятый театр»), Архангельска («Папа встретит меня в L.A.» Максима Соколова, Архангельский Молодёжный театр), Казани («Умаление мира» Марины Давыдовой, театральная площадка MOÑ) и Новосибирска («Тайм-аут» Петра Шерешевского, «Красный факел»; «Анна Каренина» Андрея Прикотенко, «Старый дом»).
Второй важной частью ХАОСа станет Шоукейс новых (негосударственных) театров Новосибирска. С 18 по 21 октября на фестивале покажут семь спектаклей: «Прах Богини» Андрея Короленко (театр «Синестетика»), «Сыра земля» Полины Кардымон и «Маруська» Варвары Поповой («Мастерская Крикливого и Панькова»), «Несильный» Анны Зиновьевой («Инклюзион. Театр. Школа. Новосибирск»), «Быть зиме» Ирины Дрёмовой (Сибирский камерный театр «13 трамвай»), «Зга» Сергея Дроздова (театр «Понедельник выходной») и «Рот, полный птиц» Дарьи Шелковниковой (театр «1961»).
Кроме того, запланированы два специальных события. 17 октября ХАОС откроется показом проектов, созданных в процессе работы арт-резиденции фестиваля. «В 2021 году организаторы предлагают обсудить насущные темы экологии, телесности, информации, этики через искусство театра и перформанса в локальном контексте Новосибирска, — говорится об арт-резиденции в официальном релизе фестиваля. — Эко-активисты, программисты, актёры, композиторы, домохозяйки, режиссёры, художники — широкий круг новосибирцев будут разбираться с острыми вопросами, чтобы менять жизнь в нашем городе к лучшему».
А второе спецсобытие смотра станет принципиально новым для ХАОСа — впервые на фестивале пройдёт исследовательская конференция. 22 октября теоретики и практики театра объединятся, чтобы обсудить «Практику кураторства в театре» и современные театральные тенденции.
Напомним, подробный рассказ о первом фестивале ХАОС и о том, как устроен этот фестиваль актуального театра, можно прочитать в нашем блоге — в статье Жанны Зарецкой «„Хаос“ как сочувствие».