Карьера одной истории

Фото: buro247.ru

В этом сезоне сразу три известных режиссера старшего поколения взялись за театральное исследование проблемы фашизма. Алексей Бородин в РАМТе поставил «Нюрнберг» по киносценарию Эбби Манна, Юрий Еремин в Театре имени Моссовета — «Морское путешествие 1933 года» (театральная вариация те тему фильма Стэнли Крамера «Корабль дураков»), Адольф Шапиро в МХТ — «Мефисто» Клауса Манна. Стоит ли вдаваться в размышления, почему каждый из них решился на анализ столь серьезных тем? Кажется, нет, не стоит. И не громкая победная дата тому причиной, вряд ли эти постановки можно выдать за «датские». А если учесть, что в свое время на эти сюжеты было снято три знаменитых оскароносных фильма, («Мефисто» Иштвана Сабо, «Нюрнбергский процесс» и упомянутый «Корабль дураков» Крамера), то не надо объяснять и то, что эта тема никогда не выпадала из круга внимания мастеров кинематографа и театра. Сего дня она пугающе заострена и поэтому каждый спектакль звучит как вполне определенное не только творческое, но и человеческое высказывание.

Адольф Шапиро в основу своего спектакля положил не киносценарий, но собственную инсценировку романа Клауса Манна «Мефистофель. История одной карьеры», не слишком оглядываясь на знаменитую киноверсию Иштвана Сабо. Впрочем, и герои романа Манна, как известно, практически списанные с натуры, здесь отчасти утратили связь с реальными событиями страны и времени. В одном из интервью режиссер сказал, что заглядывая в прошлое, хотел бы предвидеть будущее. Оно уже наступило, далеко ходить не надо. Сюжет художника и власти, искусства и идеологии, совести и конформизма, кажется, не имеет ни срока давности, ни начала и конца.

Вот фраза, звучащая со сцены, взятая вроде бы из романа почти 80-летней давности: «Я разделяю ваши убеждения, но за мной театр». Ее слышишь сегодня едва ли не ежедневно: порой с цинично стальными интонациями, иногда с героическим пафосом, подчас под аккомпанемент набегающей слезы. Письма, петиции, подписи, слова поддержки, искренние попытки объяснить далеким от искусства «верхам», что, собственно происходит. «Верхи» до поры терпеливо выслушивают и даже пытаются вступить в некий диалог. Вот только его финальная фраза обычно бьет наотмашь: «Заткнись, артист!». В спектакле Шапиро ее бросает безымянный, но многоликий Генерал — Николай Чиндяйкин артисту и директору государственных театров Хендрику Хёфгену — Алексею Кравченко. На его месте сегодня может быть любой — артист, режиссер или директор, не желающий идти на компромисс. Не нравится — пшел вон! Незаменимых нет, а «кадровый резерв» богат. Знакомая история, не так ли? Нашего времени случай.

О мхатовском «Мефисто» сегодня спорят всерьез. В том числе и о том, что на этом спектакле «не страшно», а проблема выбора линии поведения и поступка не столь мучительна, как хотелось бы. А не есть ли именно это самое страшное? То, что творческое сопротивление давным-давно сломлено, а подчинение искусства идеологии, а художника — власти идет по накатанной дорожке, с помощью выработанной и годами проверенной схемы. Удивления нет, есть констатация факта: так было и так будет. Кажется, Шапиро интуитивно почувствовал эти сегодняшние болевые точки, зафиксировал их, не прибегая к дидактизму и уже ничему не ужасаясь. Еще раз повторю, это страшнее.

И вот еще что. Режиссер, наверное, вполне сознательно отказывается помещать в центр происходящего некого рефлексирующего интеллигента. Ему нужен иной типаж на роль Хёфгена, другая человеческая суть, с которой здесь нужно справиться актеру Алексею Кравченко. Его Мефисто — человек из низов, весьма недалекий, мало разбирающийся в тех общественных процессах, которые уже начались в его стране, привыкший не столько размышлять, сколько действовать, полагаясь на сиюминутный «порыв». Актер, быть может, не столь и талантливый, но жаждущий успеха и признания. Из честолюбия, конечно же. Но и не только поэтому: для Хёфгена Кравченко театр — спасение, комфортабельное укрытие от унылых жизненных обстоятельств, а путь наверх — еще и бегство от себя, прошлого, малоизвестного актера провинциального театра с туманным будущим.

Художник Мария Трегубова все первое действие его буквально прячет среди череды многочисленных театральных занавесов, не расширяя, но словно бы сжимая культовую шекспировскую формулу: «Весь мир — театр». Из этих занавесов создаются любые пространства. Вот репетиционный зал, где актеры готовят «Царевича» в ярко-клюквенном стиле а-ля-рюсс. Вот комнатка темнокожей любовницы Хёфгена Джульетты — Елизаветы Мартинес Карденас (актрисы театра «Сатирикон»). Вот его собственное семейное гнездо, свитое в браке с художницей Барбарой — Юлией Снигирь. И, кажется, никакие уличные ветра сюда проникнуть не могут, а желание актера Отто Ульрихса — Артема Быстрова создать театр для рабочих воспринимается как новая и весьма увлекательная игра, в которую можно включиться, не раздумывая, и так же легко выйти.

Фото: buro247.ru

Режиссер же поначалу и весь зрительный зал включает в этот театральный замкнутый мир, в пока кажущуюся забавной игру. Долой «четвертую стену», актеры разбегаются по залу: Петерсену — Алексею Агапову поручено пристально и всерьез вглядываться в лица реальной публики, Бонетти — Павел Ващилин никак не справится с «внесценичными» интонациями. По сцене разбросаны кочаны капусты. Адольф Шапиро, большой мастер в эстетике традиционного психологического театра, здесь, не забывая и о нем, смело смешивает жанры и стили: кабаретную удаль с превосходными песнями и танцами, приемы «пролетарского театра», брехтовские мотивы, подавая все это в несколько ироничном ключе.

Серьёзное проникает в этот спектакль постепенно, как сквозняк, поначалу едва колышущий пышные и пыльные занавесы, а потом, сменившись ветром, срывающий их напрочь. Во втором действии от них не остается и следа. Сцена — огромна и пуста, как площадь. Площадь, впрочем, все равно остается театром, только занавесы сменились столь же многочисленными софитами, нависающими над ней вместо неба. А Хёфген — Кравченко, добившийся «степеней известных», назначенный директором государственных театров, обречен на роль протагониста. Он в центре внимания, все же остальные персонажи словно бы перешли в категорию зрителей: по кругу сцены расставлены стулья, на них сидят те, кто остался, и те, кого уже нет под этим небом из софитов. Ушли в прошлое Профессор в очень тонком, ироничном и точном исполнении мхатовского патриарха Станислава Любшина, дававший актеру уроки жизни и творчества. Бывшей женой стала не желающая смиряться Барбара — Снигирь, вслед за ней в прекрасную Францию предстоит отправиться и Джульетте. И как превосходно «играет» эти прощания Хёфген — Кравченко, прошедший хорошую актерскую школу, как легко, словно маску, сбрасывает со своего лица мимику сожаления, обрывает на полуслове трагические интонации. Зато теперь можно выйти к авансцене и в полный голос продекламировать монолог Мефистофеля, наконец-то, ставший доступным. Или с упоением покуражиться над бывшими партнерами, репетируя новый спектакль. Над Микласом — Андреем Бурковским, например, заставив его опуститься на колени. А как прекрасно исполнить перед Генералом — Чиндякиным дуэт из классической оперетты с генеральской женой Лоттой — Ларисой Кокоевой, по совместительству первой актрисой. И самому вновь жениться на партнерше Николетте — Александре Ребенок, пока страна «встает с колен». И выступить с пламенной речью по этому поводу. И ощутить «головокружение от успехов» и свою мифическую власть не только над публикой, но и над всеми возможными Генералами.

Впрочем, не стоит искать в этом примитивности и спрямленных линий. Этот Мефисто, придуманный Адольфом Шапиро и воплощенный Алексеем Кравченко, просто заигрался и не сразу понял, что за все надо платить. И если первый, почти панибратский визит к Генералу с ходатайством о возвращении актера Отто — Быстрова из лагеря, прошел успешно. То второй закончился тем самым почти что плевком в лицо: «Заткнись, артист!». И софиты тут же спустились угрожающе низко, превращая сцену-площадь в подобие камеры, где свобода творчества иллюзорна во все времена. И сколько не прячься в складках бархатного занавеса, реальность найдет тебя и там. Шапиро это понимает прекрасно, избавляя спектакль от всяческих прямых деклараций и нравоучений. Остальным же стоит определиться: что это — школа выживания или сделка с дьяволом?

Комментарии
Предыдущая статья
Три четверти грусти 07.05.2015
Следующая статья
Солнечный удар в песках 07.05.2015
материалы по теме
Блог
Мышкин играет Тартюфа, или Оргона взяли в разработку
Евгений Писарев поставил в Театре Наций свой второй спектакль – «Тартюфа», в новом переводе, сделанном Сергеем Самойленко. Ольга Фукс рассказывает, чем он действительно нов.
21.12.2024
Блог
“И воскресенья не будет…”
Первым спектаклем петербургского режиссера Дениса Хусниярова на посту художественного руководителя СамАрта стало «Воскресение» по роману Толстого. Это очень личное высказывание, о том, что честь стоит все-таки беречь смолоду, а «после ничего исправить нельзя». Логично, что спектакль с таким сюжетом появился…